Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной- специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГБОУ "Школа N 1381": И.М. Антипин (доверенность N 12 от 14.06.2024), а также в присутствии уполномоченных представителей ООО "СБ Групп": С.Ш. Азизи (доверенность N б/н от 25.04.2024), Г.Н. Ермаков (доверенность N б/н от 25.04.2024), рассмотрев обращение ГБОУ "Школа N 1381" о включении сведений в отношении ООО "СБ Групп" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-28969 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБОУ "Школа N 1381" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "СБ Групп" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на оказание услуг по уборке и содержанию прилегающей территории (реестровый N 0873500000824000153). 19.02.2024 между Заказчиком и ООО "СБ Групп" заключен государственный контракт N1381/УПТ/24-25 (реестровый N 2771678958024000007) на оказание услуг по уборке и содержанию прилегающей территории (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 03.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "СБ Групп" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 03.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе. 2024-28969 3 Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 3.1. Контракта: "Сроки оказания услуг по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием.", по этапам (20.02.2024 - 30.06.2025).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что c апреля 2024 г. услуги оказываются Исполнителем несвоевременно и ненадлежащим качеством. В связи с указанным обстоятельством Исполнителю были направлены претензионные акты с приложением фотофиксации выявленных нарушений Исполнителем своих обязательств по Контракту (исх. N 56/2 от 28.03.2024, исх. N 59 от 02.04.2024, исх. N 60 от 03.04.2024, исх. N 71/5 от 17.04.2024, исх. N б/н от 20.04.2024, исх. N 78/2 от 26.04.2024, исх. N 87/1 от 15.05.2024, исх. N 90/1 от 20.05.2024, исх. N 91 от 21.05.2024, исх. N 95/1 от 27.05.2024, исх. N 95|9 от 27.05.2024, исх. N 97/2 от 29.05.2024, исх. N 97/3 от 29.05.2024 и др.) с установлением срока устранения нарушений, а также требованием оплатить неустойку по Контракту. Указанные в претензионных актах нарушения либо не были устранены Исполнителем, либо устранены частично. Кроме того, в письмах (исх. N 99/5 от 31.05.2024, исх. N 106/2 от 11.06.2024) Заказчик указал Исполнителю на неоднократные нарушения при оказании услуг требований Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743- ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" согласно которому, использование триммеров на обыкновенных и партерных газонах запрещается, за исключением скашивания травостоя на склонах, вокруг малых архитектурных форм, опор освещения и иных местах, не позволяющих использовать газонокосилки. В связи с вышеизложенным, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что после заключения Контракта Исполнитель сразу приступил к выполнению работ на объектах Заказчика в соответствии с графиком работ указанном в Контракте. По истечению нескольких дней Заказчик направил Исполнителю первое письмо с претензией о некачественно выполненной работе. После первой претензии Заказчик регулярно направлял Исполнителю претензии и требования, касающиеся некачественного выполнения работ и наложения в связи с тем штрафов.
Также Исполнитель отметил, что в то же время из писем, которые Заказчик направил Исполнителю, невозможно понять, где именно, на каком участке и по какому адресу эти недостатки находились. И относится ли этот участок к зоне 2024-28969 4 обслуживания Исполнителя. Исполнитель, в свою очередь, регулярно формировал и направлял Заказчику фотоотчеты о проделанной им работе. Исполнитель также сформировал и направил Заказчику мотивированный ответ на каждое полученное от Заказчика письмо с претензией или требованием. К ответам Исполнитель прикладывал фотоотчеты, из которых видно, что вопреки мнению Заказчика, изложенному в претензиях, работы по уборке всех объектов были сделаны качественно.
Также Исполнитель обратил внимание, что в претензии исх. N 107 от 13.06.2024 Заказчик указал, что Исполнитель не исполнил своих обязательств по определенному адресу. Однако ранее, Заказчик направил Исполнителю письмо исх. N 97/5 от 29.05.2024, в котором указал, что по данному адресу работы проводить не нужно. На обозрение Комиссии Управления представителем Заказчика и представителем Исполнителя представлены фотографии. Комиссия Управления не принимает, вышеуказанные документы, как допустимые доказательства, поскольку Комиссии Управления невозможно установить когда, кем и при каких обстоятельствах сделаны фотографии. Комиссия Управления отмечает, что Постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ города Москвы" отсутствует в списке нормативных правовых и технических актов, указанных в Техническом задании. Учитывая вышеизложенное, ссылка Заказчика на нарушение этого акта в письмах (исх. N99/5 от 31.05.2024 и исх. N106/2 от 11.06.2024) необоснованна. Комиссией Управления установлено, что согласно сведениям из Единой информационной системы Обществом заключено и исполнено более 50 государственных контрактов. Общество ранее выполняло аналогичные контракты, то есть имеет необходимый опыт.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
По мнению Комиссии Управления, Исполнителем были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан 2024-28969 5 не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-28969 6
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБОУ "Школа N 1381" во включении сведений в отношении ООО "СБ Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-28969
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июня 2024 г. N 077/10/104-8063/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024