На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения ФГКУ "Рослесресурс" законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению: Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост" (реестровый N 0373100032220000013).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, 2024-28973 2 К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ФГКУ "Рослесресурс": И.Н. Петров (доверенность N 01-18/18 от 27.04.2024), а также в отсутствие уполномоченных представителей Татарян В.А. (о времени и порядке заседания Комиссии Управления стороны уведомлены письмом исх. N НП/24025/24 от 17.06.2024) ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступило обращение Татарян В.А. (далее - Заявитель), перенаправленное из Симоновской межрайонной прокуратуры г. Москвы, о возможных нарушениях Закона о контрактной системе, допущенных ФГКУ "Рослесресурс" при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению: Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост" (реестровый N 0373100032220000013).
В составе обращения Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в заключении контракта с участником закупки, не обладающим соответствующей лицензией и аккредитацией в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно Извещению о проведении закупки N 0373100032220000013 от 01.04.2020 предметом закупки является "Оказание услуг по организации и проведению: Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что "01.06.2020 был заключен государственный контракт N 0373100032220000013 на оказание услуг по организации и проведению Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост" (далее - Контракт).
Согласно условиям Контракта, исполнитель в лице ФГБОУ ВО "ВГЛТУ" оказывал комплекс услуг, в том числе услуги по методическому сопровождению Мероприятия. При этом, в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) стоимость услуг изготовления информационно-методической продукции составляла 1 000 000 рублей.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), образовательная программа является комплексом основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом об образовании, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ 2024-28973 3 учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 12 Закона об образовании к дополнительным образовательным программам относятся: дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы. При этом ст. 12 Закона об образовании не установлено, какие организации могут разрабатывать дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, а также отсутствуют требования к данным организациям.
Согласно ч. 1 ст. 75 Закона об образовании, дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Ч. 4 ст. 75 Закона об образовании закреплено, что содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Предметом Контракта в соответствии с п. 1.1 являлось оказание услуг по организации и проведению Всероссийского юниорского конкурса "Подрост" в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту). Как следует из раздела 2 Технического задания, целью Мероприятия явилось развитие интереса обучающихся образовательных организаций России путем включения их в работу по изучению лесных экосистем и практическую природоохранную деятельность, направленную на формирование у них экологически ответственного мировоззрения, самореализацию и их профессиональное самоопределение.
Согласно разделу 3 Технического задания, в ходе организации и проведения Мероприятия должны быть решены следующие задачи:
- подведение итогов деятельности школьных лесничеств и других объединений обучающихся, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого- просветительскую работу, направленную на сохранение лесов;
- выявление и поощрение обучающихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности, а также руководителей творческих объединений, успешно использующих инновационные методы в образовательной деятельности с обучающимися;
- выявление, развитие и профессиональная ориентация одаренных детей и молодежи в области эколого-лесохозяйственного образования;
- обмен опытом работы по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств в современных условиях. С целью решения задач Мероприятия ФГБОУ ВО "ВГЛТУ", согласно положениям 2024-28973 4 раздела 6.2 Технического задания, разработало информационно-методическую продукцию к Мероприятию по следующим темам: "Основы лесной экологии" (84 академических часа), "Лесные животные" (84 академических часа), "Общественно- значимая деятельность" (112 академических часа), "Основы организации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности" (24 академических часа), "Основы лесного законодательства" (8 академических часов), "Основы опытно-исследовательской деятельности" (176 академических часов) (далее - Информационно-методическая продукция). Информационно-методическая продукция была разработана в рамках исполнения Контракта с целью оказания методической помощи педагогам - руководителям исследовательских работ (проектов) школьников, проявляющим интерес к деятельности по сохранению лесов, непосредственно принимавшим участие в Мероприятии. Дополнительно ФГБОУ ВО "ВГЛТУ" в рамках исполнения Контракта разработало "Интерактивную программную среду (оболочку) "Школьное лесничество", которая включала следующие разделы: типовая информация о школьном лесничестве (учебное заведение, устав, местоположение состав); Летопись природы (электронный журнал фенологических наблюдений; "Календарь участия в акциях природоохранного характера" (Всероссийский день посадки леса, День Земли, День птиц и т.д.); справочные материалы (сведения об основных лесообразующих породах, лесных животных и растениях, другие учебно-методические материалы); возможность автоматизированного сбора и составления Отчета о работе школьного лесничества за год. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что сравнительный анализ положений Закона об образовании и условий Контракта не позволяет рассматривать "Интерактивную программную среду (оболочку) "Школьное лесничество", а также информационно-методическую продукцию в качестве дополнительных образовательных программ, разработанных в рамках исполнения Контракта.
Согласно положениям п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона об образовании, в Российской Федерации устанавливается такой тип образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, как образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. При этом в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 23 Закона об образовании образовательные организации, указанные в ч. 2 и 3 ст. 23 Закона об образовании, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности: образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.
Согласно лицензии N 1425 от 07.05.2015 и выписке из сводного реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по состоянию на 01.06.2023, размещенных в открытом 2024-28973 5 доступе на официальном сайте ФГБОУ ВО "ВГЛТУ" (https://vgltu.ru/sveden/education/licenziya-na-osuwestvlenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti-s- prilozheniyami/), данная образовательная организация может осуществлять дополнительное образование детей и взрослых. При этом в соответствии с п. 1 ст. 92 Закона об образовании государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Следовательно, аккредитация дополнительных образовательных программ не предусмотрена. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика отметил, что в рамках исполнения Контракта не разрабатывались дополнительные общеобразовательные программы, кроме того у ФГБОУ ВО "ВГЛТУ" имеется действующая с 2015 года лицензия, в связи с чем изложенные в обращении доводы являются несостоятельными." Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика, отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
В действиях ФГКУ "Рослесресурс" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко К.В. Змиевская Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-28973
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 июня 2024 г. N 077/10/99-8083/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024