Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А Мироновой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя администрации поселения Внуковское: Е.В. Салимовская (по доверенности от 13.01.2023 N б/н), в отсутствие представителей ООО "Экодом", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "Экодом" (далее - Заявитель) на действия администрации поселения Внуковское (далее - Заказчики) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по озеленению территории поселения Внуковское (Закупка N 0148300035124000001) (далее - электронный конкурс, конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-29170 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупочной процедуры о наличии у участника опыта выполнения работ в соответствии с п.9 приложения "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение) Постановления Правительства N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Вместе с этим пп."а" п.1 Постановления N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются 2024-29170 3 дополнительные требования согласно Приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением.
Согласно пп."а" п.3 Постановления N2571 положения Постановления N2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиция Приложения применяется с учетом положений п.3 Постановления N2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок";
- позиции 6 - 13, 17 и 18 Приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно п.9 Приложения при проведении закупочной процедуры, объектом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования.
Согласно п.9 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, информацию о начальной (максимальной) цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного конкурса объектом закупочной процедуры является выполнение работ по озеленению территории с начальной (максимальной) цены контракта 27 950 565,20 руб., при этом дополнительные требования к участникам закупочной процедуры на основании п.9 Приложения к Постановлению N2571 в составе извещения не установлены.
На основании ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласился с вышеуказанным доводом жалобы, при этом пояснил, что целью данной закупочной процедуры является не проведение работ по благоустройству, а посадка кустарников в рамках благоустройства, при этом стоимость выполнения работ по посадке не превышает 5 млн. рублей и составляет менее 50% стоимости контракта.
Таким образом, по мнению Заказчика, условия установления п.9 Постановления N2571 не соблюдаются. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно п.36 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории 2024-29170 4 муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В силу п.3.18 ГОСТ Р 70386-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы" (далее - ГОСТ Р 70386-2022) озеленение городской территории - составная и необходимая часть благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающая формирование устойчивой среды городской территории с активным использованием существующих и (или) создаваемых вновь природных комплексов, а также поддержание и бережный уход за ранее созданной или изначально существующей природной средой.
В соответствии с п. 3.23 ГОСТ Р 70386-2022 элементы благоустройства - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
В силу п.3.2 СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" благоустройство территории: комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. Ввиду вышеизложенных положений, Комиссия Управления не может согласиться с выраженной представителем Заказчика позицией, поскольку посадка зеленых насаждений является непосредственно элементом благоустройства, которая используется при озеленении городской территории. Комиссия Управления также отмечает, что извещение об осуществлении закупки определено, что для описания объекта закупки Заказчиком выбран код ОКПД2 81.30.10.000 "Услуги по планировке ландшафта", детализирующий работы "Посадка кустарника в рамках благоустройства территории" на сумму 4 263 240,00 руб. и товары "Саженцы кустарников с закрытой корневой системой" как вид посадочного материала на общую сумму 4 477 500,00 руб. В то же время, согласно положениям Технического задания, Проекта контракта, Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Таким образом, предметом рассматриваемой закупки непосредственно являются работы по посадке закупаемых саженцев, ввиду чего разделение их на товары и работы в настоящем случае недопустимо. При данных обстоятельствах, в силу пп."а" п.3 Постановления N2571, Заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.9 Приложения к Постановлению N 2571. 2024-29170 5 Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экодом" на действия администрации поселения Внуковское обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Н.А. Узкий М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-29170
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 июня 2024 г. N 077/06/106-8202/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024