Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневича - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Белолипецкой - специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в отсутствие уполномоченного представителя ФКУ "Центр поддержки" (о месте, времени и дате заседания комиссии уведомлены надлежащим образом Московским УФАС России посредством Единой информационной системы в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"), а также в присутствии уполномоченного 2024-28479 2 представителя ООО "НТПЦ "ТРАНСГАЗЭКСПЕРТ": Жирковой А.П. (доверенность б/н от 19.06.2024), рассмотрев обращениеФКУ "Центр поддержки" о включении сведений об ООО "НТПЦ "ТРАНСГАЗЭКСПЕРТ", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика -ФКУ "Центр поддержки" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "НТПЦ "ТРАНСГАЗЭКСПЕРТ" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственного контракта по результатам электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-изыскательской документации для реконструкции газопровода высокого давления и газопровода низкого давления, проложенных по адресу:
г. Москва, с. Красная Пахра, ул. Ясная, к ДОЛ "Солнечный" (в рамках капитального ремонта) (реестровый N0373100108623000020). 16.05.2023 между Заказчиком и ООО "НТПЦ "ТРАНСГАЗЭКСПЕРТ" заключен государственный контракт (реестровый N 0373100108623000020) на оказание услуг по разработке проектно-изыскательской документации для реконструкции газопровода высокого давления и газопровода низкого давления, проложенных по адресу:
г. Москва, с. Красная Пахра, ул. Ясная, к ДОЛ "Солнечный" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 04.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "НТПЦ "ТРАНСГАЗЭКСПЕРТ" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 2024-28479 3 подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п.2 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 04.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно условиям Технического задания к Контракту сроки оказания услуг с момента заключения Государственного контракта по 20 декабря 2023 г. (включительно).
Согласно решению Заказчика до 04 июня 2024 г. включительно, Исполнителем не представлены Заказчику результаты исполнения Контракта. Следовательно, Исполнителем допущена существенная просрочка исполнения взятых на себя обязательств по Контракту. В связи с неисполнением Исполнителем своих обязательств по Контракту Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное пунктами 8.2. и 8.3. Контракта, частью 9 статьи 95 Закона No 44- ФЗ, статьей 782 и Гражданского кодекса РФ, принимает решение о расторжении Контракта No 0373100108623000020 от "16" мая 2023 г. в одностороннем порядке. 2024-28479 4 Согласно пунктов 5.1. и 5.6. Контракта Исполнителю необходимо уплатить Заказчику неустойки (пени, штраф) за неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом в следующем размере:
- штраф - 5 000 (Пять тысяч) рублей 00 копеек;
- пеня - 271 653 (Двести семьдесят одну тысячу шестьсот пятьдесят три) рубля 33 копейки. На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что 31.08.2023 Исполнитель направил письмо в адрес Заказчика, где уведомил о том, что 30.08.2023 в АО "МОСГАЗ" направлен запрос на получение ТУ, в связи с чем просил оказать содействие в получении данных ТУ. 20.09.2023 Исполнитель обратился к АО "МОСГАЗ" с просьбой предоставить ТУ на планируемый к строительству объект. Так, 20.09.2023 ООО "НТПЦ "Трансгазэксперт" уведомило Заказчика о направлении запроса в АО "МОСГАЗ", в связи с чем, в целях своевременного исполнения Контракта, просило оказать содействие в получении ТУ. 24.04.2024 Исполнитель направил письмо Заказчику, согласно которому проинформировал о том, какие работы выполнены на настоящий момент. Так, Исполнитель руководствуясь п. 5 приложения N 1 к Контракту, в частности раздел "Требования к выполнению разработки проектной и рабочей документации", согласовал проектную, рабочую документацию со всеми заинтересованными организациями, со всеми организациями, эксплуатирующими подземные, наземные и надземные инженерные коммуникации и сооружения, расположенные в зоне проектируемого газопровода, с правообладателями земельных участков, чьи интересы затрагиваются при размещении проектируемого объекта сети газораспределения, либо на чьи земельные участки накладывается обременение в пределах нормативного строительного расстояния после выполнения строительства объекта (газопровода). Исполнитель также направил заявку в АО "МОСГАЗ" 28.11.2023.
Ввиду того, что только 21.12.2023 со стороны АО "МОСГАЗ" были получены некоторые замечания, Исполнитель оперативно принимал все меры для их устранения. Однако, спустя 1.5 месяца, а именно 13.03.2024 также получены замечания Управления технического надзора, в части необходимости уточнения адреса земельного участка Заявителя, по которому прокладывается газопровод, а также требование внести соответствующие изменения в графическую и текстовую части проекта и в ТУ на подключение. Общество проинформировало Заказчика обо всех сложностях, о чем свидетельствуют письма, направленные в адрес Заказчика. Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, Исполнитель, заинтересованный в исполнении Контракта как финансово, так и репутационно, в 2024-28479 5 очередной раз направил заявку на согласование документации в АО "МОСГАЗ" 05.04.2024.
Так как, регламентный срок прохождения Московской государственной экспертизы составляет (32 рабочих дня), следовательно, предоставить результат Заказчику раньше, Исполнителю не представляется возможным. В связи с вышеизложенным, Исполнитель просил продлить срок выполнения работ в целях получения положительного заключения экспертизы для достижения конечной цели Контракта. Однако, вновь, спустя 1.5 месяца, 23.05.2024 газотранспортное предприятие, в очередной раз предоставило замечания. Указанные события создали невозможность получения согласования рабочей документации в АО "МОСГАЗ" в срок, и как следствие возникли объективные причины и обстоятельства, препятствующие Исполнителю оказать установленные Контрактом услуги в установленный срок. Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Исполнителя, Комиссией Управления установлено, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Договора, тем самым явно выражая намерение к его исполнению. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе 2024-28479 6 в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-28479 7
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФКУ "Центр поддержки" во включении сведений в отношении ООО "НТПЦ "ТРАНСГАЗЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председатель комиссии Д.А. Аносов Члены комиссии: А.А. Луневич А.А. Белолипецкая Исп.Луневич А.А. 2024-28479
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 июня 2024 г. N 077/10/104-8081/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024