Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Е.Л. Мокрянской - начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, И.А. Арефьева - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ДГКБ им З.А.Башляевой ДЗМ" (Левандовская Наталья Федоровна, доверенность б/н от 16.03.2022), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "ЛИДЕР" (Нагорнов Антон Владимирович, доверенность б/н от 15.02.2022) (о месте, времени и дате заседания уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NЕИ/16374/22 от 25.03.2022), рассмотрев обращение ГБУЗ "ДГКБ им З.А.Башляевой ДЗМ" о включении сведений в отношении ООО "ЛИДЕР" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2022-19008 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ДГКБ им З.А.Башляевой ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "ЛИДЕР" (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственного контракта, заключенного между ГБУЗ "ДГКБ им З.А.Башляевой ДЗМ" (далее - Заказчик) и ООО "ЛИДЕР" (далее - Подрядчик) по результатам электронного аукциона на поставку продуктов питания (курага, чернослив) для нужд ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (реестровый N 0373200005821000769). 08.12.2021 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 21000769 (реестровый N 2773302408321000705) (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 01.02.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО "ЛИДЕР" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с п. 3 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N360- ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего 2022-19008 3 уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта; Согласно информации на официальном сайте АО "Почта России" письмо с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта не было вручено Обществу, возвращено отправителю 14.03.2022.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата по истечении пятнадцати дней с даты размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Контракту срок поставки товара установлен в соответствии с Приложением N1 к Контракту "Спецификация", являющимся неотъемлемой частью Контракта: c 01.01.2022 по 31.12.2022.
Согласно п. 1.1 Контракта Общество обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 3.1 Контракта товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается. Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 1 (один) календарных дней до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 Контракта. Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 1 календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
Согласно п. 2.11 Технического задания к Контракту (Приложение 2 к Контракту) поставка Товара выполняется по заявкам Заказчика в установленные Заказчиком сроки, включая выходные и праздничные дни (при необходимости), в период действия Контракта в строгом соответствии с перечнем поставляемого Товара (Приложение 2 "Перечень поставляемого товара" к настоящему Техническому заданию), Общество должно иметь возможность ежедневной поставки Товара. Указанный в Приложении 2 "Перечень поставляемого товара" объем Товара является максимальным. 2022-19008 4 Периодичность поставок Товара в течение срока действия Контракта определяется на основании заявки с учетом потребностей Заказчика. Товар, поставленный без заявки Заказчика, не принимается и не подлежит оплате. В случае, если к сроку, указанному в Контракте, весь объем Товара, согласованный в спецификации, Заказчиком востребован не будет, обязательства Общества по передаче Товара считаются исполненными в объеме выполненных им всех заявок Заказчика. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Общество исполнило свои обязательства по условиям Контракта не в полном объеме и ненадлежащим образом, а именно Заказчиком в адрес Общества 21.01.2022 направлена заявка на поставку чернослива и кураги. 24.01.2022 Обществом осуществлена поставка товара.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о Контрактной системе. По результатам приемки Заказчиком проведена экспертиза поставленного товара. Заказчиком принят чернослив (подтверждается актом сдачи-приемки товара от 25.01.2022), а в приеме кураги Обществу отказано на основании несоответствия сорта кураги. В частности, согласно Техническому заданию Контракта (Приложение 1 к Контракту) и Приложению 1 к Техническому заданию требуемый товарный сорт кураги "Экстра". Обществом была поставлена курага товарного сорта "Высший". На заседании Комиссии Управления представитель Общества пояснил, что в связи со сложившимися обстоятельствами в Российской Федерации, не зависящих от Общества, возникли препятствия для поставки товара Обществом и исполнением его обязательств по Контракту. На момент получения Обществом заявки от 21.01.2022 курага сорта "Экстра" была в дефиците на рынке Российской Федерации.
Также, представитель Общества указал, что на момент исполнения заявки от 21.01.2022 цена кураги сорта "Экстра" колебалась в диапазоне от 500 до 800 рублей (по условиям контракта цена за 1 кг кураги установлена в размере 224 рублей 76 копеек). Представитель Общества также указал, что в целях исполнения обязательств по условиям Контракта и удовлетворения потребности Заказчика в поставке товара Обществом была закуплена курага у компании ООО "ТД Восток" по цене 550 рублей 00 копеек (подтверждается УПД N6 от 10.02.2022 г. и договором поставки кураги Nб/н от 09.02.2022 г.), что значительно превышает цену кураги, установленной условиями Контракта. Комиссия Управления отмечает, что Общество понесло убытки в целях надлежащего исполнения Контракта. Следует также отметить, что Заказчиком не направлялись заявки, предусмотренные п. 3.1 Контракта, п. 2.11 Технического задания к Контракту. 10.02.2022 с целью устранения отраженных в Решении Заказчика нарушений в срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, Общество обратилось в адрес Заказчика с письмом о готовности осуществления поставки кураги 2022-19008 5 11.02.2022.
Ответ Заказчика на данное обращение Обществом не получено. 11.02.2022 сотрудник Общества осуществил попытку поставки кураги в адрес Заказчика, что подтверждается фото- и видеоматериалами, согласно которым сотрудник Общества с партией товара не допущен охраной на территорию Заказчика. 11.02.2022 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо об осуществленной попытке поставки товара, в котором указывает Заказчику, что сотрудник Общества не был допущен охраной на территорию Заказчика и не мог поставить партию товара надлежащим образом. В письме Общество также запросило у Заказчика согласование новой даты и времени поставки товара, а также гарантировало наличие всех необходимых сопроводительных документов. Ответ на данное письмо Обществом также не получен.
На основании вышеизложенного и представленных материалов к заседанию Комиссия Управления отмечает, что Обществом совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. При рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств 2022-19008 6 дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Обществом условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ДГКБ им З.А.Башляевой ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "ЛИДЕР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации Председательствующий Комиссии Управления: Е.Л. Мокрянская Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков И.А. Арефьев Исп. Поляков И.А. 2022-19008
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 марта 2022 г. N 077/10/104-4793/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024