Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "Арктика-СВ-Проект": Осипова А.К. (по доверенности Nб/н от 20.06.2024); ГАУ "Московский зоопарк": Марычева Е.С. (по доверенности N50 от 21.06.2024), Тимошенкова С.Д (по доверенности N3 от 01.01.2023); рассмотрев жалобу ООО "Арктика-СВ-Проект" (далее - Заявитель) на действия ГАУ "Московский зоопарк" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на разработку проектно-сметной документации с исполнением функций технического заказчика по реконструкции наружных инженерных сетей на объекте павильон "Инсектарий" на территории ГАУ "Московский зоопарк" по адресу:
г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 1, стр. 101 (блок А) (Закупка N 0373200001724000002) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-29650 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы документы и сведения. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензией на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп."н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 и 2.1 (при 2024-29650 3 наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. Комиссия Управления отмечает, что согласно положению извещения Заказчиком установлено требование к выполнению проектно-изыскательских работ по объектам адресной инвестиционной программы. При этом в описании объекта закупки, в том числе, содержатся следующие положения:
- Предварительная программа инженерных изысканий по объекту: Разработка проектно-сметной документации с исполнением функций технического заказчика по реконструкции наружных инженерных сетей на объекте павильон "Инсектарий" на территории ГАУ "Московский зоопарк" по адресу:
г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 1, стр. 101 (блок А). Приложение N 1 к настоящему Техническому заданию.
- Для реализации проекта павильона "Инсектарий" предполагается реконструкция здания Хозяйственного корпуса Московского зоопарка (зона "А" и частично зона "Б") 1994 года постройки, находящегося на Старой территории Московского зоопарка по адресу:
г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 1, стр. 101. Участок Московского зоопарка образован ("Старая" территория общей площадью 12,4 га) на пересечении улиц: Красная Пресня и Большая Грузинская при смычке на пересечении улиц: Волков переулок и Зоологический переулок. Здание находится у периметральной застройки территории зоопарка, выходящее на улицу Зоологический переулок, соседствуя со зданием и вольерами орнитологического комплекса "Страусятник" (1997 г.) и примыкая к зданию Оранжереи (2011 г.). Градостроительный план земельного участка N РФ-77-4-53-3-80-2023-8880-0 ("Старая" территория общей площадью 12,4 га). Земельный участок реконструкции объекта находится в зоне природного комплекса Москвы не являющимся особо охраняемым и в границах зон охраняемого ландшафта. Здание расположено на северо-западе старой территории Московского зоопарка, в исторической части города, в зоне градостроительного регулирования застройки. Состоит из двух частей: зоны "А" ("Хозкорпус") и зоны "Б" ("Кормокухня"), связанных между собой переходом по 2 этажу. К зоне "Б" примыкает Оранжерея. К зоне "Б" примыкает Оранжерея, также выявленный объект культурного наследия (Дом П.Т. Клюева 1820 гг.), попадающий в зону влияния реконструкции. В настоящее время здание эксплуатируется. В зоне "А" расположены: в цокольном этаже - электромеханическая и столярная мастерские, сварочная камера, ЦТП, коллектор и венткамеры; 1-2 этажи заняты административными и инженерно- техническими службами зоопарка и теплым гаражом; на 3 этаже находится комната для хранения инвентаря и вытяжная венткамера. Градостроительный план земельного участка N РФ-77-4-53-3-80-2023-8880-0 (ГПЗУ).
Наличие выявленных объектов культурного наследия: "Культурный слой в границах города Москвы XVIII в (Камер-Коллежского вала), в соответствии с 2024-29650 4 приказами Департамента культурного наследия города Москвы от 14 ноября 2017 г. N 885, от 26 июня 2020 г. N 426".
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, а также в п. 12.1 Информационной карты, размещенной в составе извещения установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе: "Участник должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации") (далее - Постановление N67) по видам работ:
- Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 и ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данное требование не применяется к участникам закупки, указанным в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации". Одновременно с этим в п. 7 пп. 17.1 Информационной карты Заказчиком установлено следующее требование к содержанию, составу второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме: "Документы или сведения, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Участник должен обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации") по видам работ:
- Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 и ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данное требование не применяется к участникам закупки, указанным в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации". 2024-29650 5 Согласно п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя в обоснование своих доводов о неправомерном установлении требований к вышеуказанной лицензии пояснил следующее. Исходя из Технического задания, работы выполняются в Хозяйственном корпусе: зона "А" и частично зона "Б". К зоне "Б" примыкает Оранжерея, но работы в Оранжерее не ведутся. При этом непосредственно земельный участок реконструкции объекта находится в зоне природного комплекса Москвы, не являющимся особо охраняемым и в границах зон охраняемого ландшафта, как указывает Заказчик. По мнению Заявителя, разработка проектной документации за проведением работ не затрагивает объект культурного наследия. Работы будут производиться в зданиях и на участке не относящихся к объекту культурного наследия. Кроме того, представитель Заявителя пояснил, что указанная территория не является памятником или иным архитектурным строением, а является достопримечательным местом (Приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 26 июня 2020 г. N426 "О внесении изменений в приказы Департамента культурного наследия города Москвы"). Постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 N 67 (ред. от 28.01.2022) "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации") (далее - Постановление N67) установлен перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
В соответствии с п. 3 которого разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Камер-Коллежский вал (культурный слой, достопримечательное место) не является памятником истории и культуры, так как это высокая земляная насыпь, окружённая снаружи рвом и заставами, существовавшая в XVIII веке.
Таким образом, по мнению представителя Заявителя, культурный слой является объектом археологического наследия, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 "73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия). 2024-29650 6 Объект археологического наследия - это частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Культурный слой в границах города Москвы XVIII в (Камер-Коллежского вала), отсутствует в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, по мнению представителя Заявителя, разработка документации не будет происходить по ремонту или приспособлению объектов культурного наследия, ввиду чего требование о наличии лицензии установлено необоснованно.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводами жалобы Заявителя представитель Заказчика пояснил, что требования к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия и зон охраны устанавливаются в соответствии со ст. 5.1 и 34 Закона об объектах культурного наследия. Деятельность на рассматриваемой территории, указанных объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны осуществляется в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия и в установленных случаях подлежит согласованию с Мосгорнаследием.
Согласно требованиям Закона об объектах культурного наследия при имеющейся непосредственной связи участка (зоны) производства работ проектируемого объекта капитального строительства с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия (далее - ОКН) в составе проектной документации должен быть раздел ОСОКН, включающий оценку воздействия запроектированных работ на ОКН, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Раздел ОСОКН является неотъемлемой частью проектной документации на объект капитального строительства, выполняется проектной организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности согласно требованию Постановления N 67 параллельно и согласовано с остальными разделами в соответствии с требованиями к проектной документации подлежит государственной историко-культурной экспертизе согласно ст. 30 Закона об объектах культурного наследия и подлежит (в составе проектной документации) государственной экспертизе проектной документации согласно статьям 48 и 49 ГрК РФ. Учитывая вышеизложенное, требование к участнику закупки о наличии действующей лицензией на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является обоснованным. 2024-29650 7 Комиссия Управления отмечает, что согласно ч. 1 ст. 40 Закона об объектах культурного наследия сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко- культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч. 2 ст. 36 Закона об объектах культурного наследия изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 Закон об объектах культурного наследия работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 Закон об объектах культурного наследия требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п.2 ст.45 Закона об объектах культурного наследия, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия. При этом Комиссия Управления отмечает, что п. 2 ч. 1 ст. 5.1 Закона об объектах культурного наследия установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия в границах территории объекта культурного наследия: на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих 2024-29650 8 обязательному сохранению; работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленными объектами культурного наследия; работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории достопримечательного места и не являющихся объектами культурного наследия.
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
На основании представленных документов и сведений, с учетом пояснений сторон, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения, поскольку работы, выполняемые в рамках данной закупочной процедуры, предполагают обязательное наличие у участника закупки соответствующей лицензии. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-29650 9
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Арктика-СВ-Проект" на действия ГАУ "Московский зоопарк" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Е.А. Миронова
Члены Комиссии: М.О. Мацнева А.И. Рахматуллаев Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-29650
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2024 г. N 077/06/106-8687/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024