Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ": Пеньковой В.А. (доверенность Nб/н от 17.01.2023), Крикуновой С.С. (доверенность Nб/н от 25.07.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "ВИРА-Л": Чулкова А.В. (доверенность Nб/н от 01.03.2024), рассмотрев обращение ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" о включении сведений об ООО "ВИРА-Л" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об 2024-29363 2 ООО "ВИРА-Л" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на комплексное санитарное содержание территории и зданий ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" (2023-2024 гг.) (реестровый N0373200026422000129). 18.10.2022 между Заказчиком и ООО "ВИРА-Л" заключен государственный контракт N0373200026422000129 50473 (реестровый N2772506078622000137) на комплексное санитарное содержание территории и зданий ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" (2023-2024 гг.) (далее - Контракт). В ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе 06.06.2024 Исполнителем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" обязательств по Контракту (далее - Решение).
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 06.06.2024 Исполнитель разместил в Единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем уведомлении Заказчика о принятом Исполнителем решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе 2024-29363 3 от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной службе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Исполнителем Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Исполнителя вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутыми в соответствии с требованиями ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта сроки оказания услуг по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием: с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. Представитель Исполнителя пояснил и указал, что 16.05.2024 Исполнителем со стороны Заказчика получено уведомление N4101-24 о приостановке оказания услуг по Контракту.
Согласно вышеуказанному уведомлению Заказчиком оказание услуг по Контракту приостановлено с 17.04.2024, ссылаясь на заключенные в период действия Контракта договоры с третьими лицами на благоустройство территории Заказчика. 24.05.2024 Исполнителем со стороны Заказчика получено письмо N4462-24 об изменении Заказчиком большей части условий заключенного Контракта в одностороннем порядке (в части объемов работ и величины оплаты за их выполнение). Представитель Исполнителя указал, что Заказчик, изменив объемы оказываемых Исполнителем по Контракту услуг, тем самым причинил Исполнителю убытки в виде лишения его того, на что Исполнитель изначально рассчитывал. В период оказания Исполнителем услуг в полном объеме и в соответствии с требованиями Контракта и Технического задания к нему были оказаны услуги Заказчику, при этом Заказчиком не оплачен объем за май 2024 года на сумму 392 417,32 рубля. Письмами от 06.06.2024 N14/1-7/9, N14/1-7/13 Исполнитель потребовал от Заказчика отменить уведомление о приостановке оказания услуг в одностороннем порядке, а также потребовал оплатить оказанные за период мая 2024 года услуги на сумму 392 417, 32 рубля с приложением УПД, счета на оплату, журнала оказанных услуг за период мая 2024 года. Представитель Заказчика пояснил, что 15.03.2024 между АНО "РГТ" и ООО "ДИАЛОГ" заключен договор N210-24-АНО на комплексное обустройство территории Заказчика. Городом территории Заказчика были включены в план по комплексному благоустройству, территория Заказчика передавалась частями под осуществление работ в соответствии с вышеуказанным договором. В связи в вышеописанными обстоятельствами Заказчик бы вынужден уведомить Исполнителя об изменении условий Контракта. При этом, Заказчик не имел возможностей уменьшать объемы работ по Контракту. 2024-29363 4 При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-29363 5
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "ВИРА-Л" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков Н.А. Гришина Исп. Поляков И.А. 2024-29363
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2024 г. N 077/10/104-8624/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024