Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБОУ Школа N 1151: А.И. Демидовой (по доверенности от 19.06.2024 N б/н), Е.А. Лукашова (по доверенности от 21.06.2024 N б/н), в отсутствии представителей АНО "ИНВАТУР", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу АНО "ИНВАТУР" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ Школа N 1151 (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку мебели ученической для нужд ГБОУ Школа N 1151 (Закупка N 0373200119624000006) (далее - аукцион, электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-29316 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона. Заявитель обжалует действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые Московским УФАС России документы и сведения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.06.2024 NИЭА1 заявка Заявителя с идентификационным номером 799108 отклонена на следующем основании: "Отклонить заявку на участие в закупке по п.8 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке" Отклонить заявку на участие в закупке по п.8 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке". Заявка участника не соответствует требованиям на основании п.8 ч.12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со Статьей 29 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что организациям инвалидов предоставляются преимущества при участии в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В заявке на участие Участник задекларировал свое соответствие указанным критериям в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со Статьей 29 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что преимущества организациям инвалидов предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов (межрегиональные, региональные и местные), в то время как в справке, предоставленной в составе документов заявки участника в качестве учредителя указана организация "БАШКИРСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ", которая зарегистрирована на региональном уровне (код ОКОГУ: 4220003 - Региональные и местные общественные), и не относится к общероссийской организации инвалидов - из чего следует, что организация не соответствует критериям ст. 29 Закона N 44-ФЗ, а информация представленная в заявке участника содержит недостоверную информацию".
Согласно п.13 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация о предоставлении преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст.29 Закона о контрактной системе в случае заключения по 2024-29316 3 результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с Законом о контрактной системе на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с ч.2 ст.29 Закона о контрактной системе действие ст.29 Закона о контрактной системе распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
В силу абз. 2 ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях) установлены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения, в том числе, в форме общественной организации. При этом согласно ст. 14 Закона об общественных объединениях в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. 2024-29316 4 В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены преимущества в отношении участников закупки, являющимися организациями инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "к" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной ч.2 ст.29 Закона о контрактной системе (если участник закупки является такой организацией).
В соответствии с п.2 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой. Комиссией Управления установлено, что в составе заявки Заявителя представлена декларация соответствия участника требованиям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе, согласно которой АНО "ИНВАТУР" является организацией инвалидов и соответствует критериям, установленным к организациям инвалидам ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе. При таких данных Комиссия Управления отмечает, что в заявке Заявителя продекларировано, что участник закупки относится к организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, а также среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов. Вместе с тем, согласно файлу "Справка", размещенном в составе заявки, учредителем АНО "ИНВАТУР" является Башкирская Республиканская Организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское Общества Инвалидов" со 100% долей участия.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, при этом согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что АНО "Инватур" соответствует ст. 29 Закона о контрактной системе, поскольку учредителем является Башкирская Республиканская Организация Всероссийского Общества Инвалидов, при этом количество работающих в АНО "Инватур" инвалидов составляет 50% от общей численности сотрудников и ФОТ работающих в АНО "Инватур" инвалидов составляет 54% общего ФОТ сотрудников.
Также в обоснование своей позиции Заявитель указывает, что ст.1 Устава 2024-29316 5 общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ВОИ) определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов. Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. ВОИ, организации ВОИ являются юридическими лицами с момента государственной регистрации.
В результате исследования Устава ВОИ, установлено, что структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно- территориальным устройством Российской Федерации и территориально- организационными основами местного самоуправления Российской Федерации.
Решение о создании новой организации ВОИ принимается Центральным правлением ВОИ, которое формирует организационный комитет с полномочиями на подготовку необходимых документов и осуществление государственной регистрации новой организации ВОИ (статья 16 Устава).
Таким образом, ВОИ - это общероссийская общественная организация инвалидов, а БРО ВОИ входит в структуру ВОИ как ее региональная организация (отделение), что следует из Уставов ВОИ и БРО ВОИ, ввиду чего Заказчик неправомерно отклонил заявку АНО "Инватур".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводами жалобы Заявителя, представитель Заказчика пояснил, что в соответствии со ст. 29 Закона о контрактной системе предусмотрено, что преимущества организациям инвалидов предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов (межрегиональные, региональные и местные), в то время как в справке в заявке Заявителя указана организация- учредитель "БАШКИРСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО, зарегистрированная на региональном уровне (код ОКОГУ: 4220003 - Региональные и местные общественные), не относящаяся к общероссийской организации инвалидов - из чего следует, что организация не соответствует критериям ст. 29 Закона о контрактной системе, а информация представленная в заявке участника содержит недостоверную информацию. Указанная позиция имеет свое отражение как в практике органов ФАС, а также в судебной практике, например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.05.2022 N Ф05-8718/2022 по делу N А40-166689/2021.
Доказательств обратного Заявителем не представлено. В свою очередь, Комиссия Управления отмечает, что в письме Минфина России от 14.02.2018 N24-01-07/9059 "О возможности предоставления 2024-29316 6 преимущества региональным организациям инвалидов при участии в закупках", указано, что, учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в том числе общественной организации), преимущества, установленные ст. 29 Закона о контрактной системе, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе региональные. Комиссия Управления также считает необходимым отметить, что если участник закупки заявляет свое соответствие критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе, комиссия заказчика при рассмотрении заявок на участие в аукционе должна проверить в том числе информацию, содержащуюся в копиях учредительных документов участника закупки, выписке из ЕГРЮЛ, в целях установления соответствия участника аукциона критериям, установленным в ст. 29 Закона о контрактной системе. Из вышеизложенного следует, что на комиссию Заказчика возложена обязанность по проверке представленной участником закупки информации, в частности подлежит проверке факт установления соответствия участника закупки критериям, установленным ст. 29 Закона о контрактной системе. В случае обнаружения комиссией Заказчика в предоставленных в составе заявки документах недостоверной информации, в том числе информации о том, что участник закупки, исходя из представленных документов (копии учредительных документов участника закупки, выписки из ЕГРЮЛ), не соответствует критериям, установленным ч.2 ст.29 Закона о контрактной системе, но при этом продекларировал свое соответствие таким критериям, то заявка такого участника закупки подлежит отклонению. Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу А40-166689/2021 от 20.05.2022, а также письме ФАС России от 28.03.2018 N ИА/21098/18.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о наличии недостоверной информации в составе заявки Заявителя, поскольку участник закупки продекларировал свою принадлежность к общероссийским общественным организациям инвалидов и соответственно право на получение преимуществ, предусмотренных ст. 29 Закона о контрактной системе.
В силу ч.5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. 2024-29316 7 Согласно пп. 1-8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанных доводов жалобы. Исследовав представленные материалы, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-29316 8
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ИНВАТУР" на действия комиссии ГБОУ Школа N 1151 необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Е.Д. Мартьянова М.В. Сорбучева Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-29316
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 июня 2024 г. N 077/06/106-8356/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024