Резолютивная часть объявлена 21.06.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 26.06.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Молостов С.М.-Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Мацола А.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Петунин М.А. по доверенности N16 от 21.06.2024, Титорова А.Е. по доверенности N3 от 05.02.2024;
от Уполномоченного органа - Пойлова Е.А. по доверенности N2 от 09.01.2024,
рассмотрев жалобу ООО ЦИТ "Аверс" (ИНН: 7709287765; ОГРН: 1027700261380) от 18.06.2024 N9541/24, на действия Заказчика - Департамент информационных технологий и цифро
вого развития ХМАО-Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является Выполнение работ по модернизации государственной информационной системы "Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ГИС Образование Югры)" (извещение N 0187200001724001230) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЦИТ "Аверс" (ИНН: 7709287765; ОГРН: 1027700261380) от 18.06.2024 N9541/24, на действия Заказчика - Департамент информационных технологий и цифрового развития ХМАО-Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является Выполнение работ по модернизации государственной информационной системы "Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ГИС Образование Югры)" (извещение N 0187200001724001230).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. В нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе не указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, что влечет за собой ограничение числа участников закупки.
При этом заказчик фактически отказывается дать разъяснения, не давая ответов на прямые вопросы о разъяснении документации.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено следующее.
1. Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно извещению предмет закупки:
Выполнение работ по модернизации государственной информационной системы "Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ГИС Образование Югры)".
Согласно описанию объекта закупки (извещение N 0187200001724001230) Заказчику требуется следующее.
N п/п |
Параметры требований к работам |
Требования к работам, указываемые заказчиком |
1 |
2 |
3 |
1 |
Общие требования к выполнению работ |
В ходе модернизации допускаются уточнения или изменения требований к функционалу и интерфейсам пользователя изменяемых модулей Системы, вызванные изменениями со стороны внешних интегрируемых систем и их готовностью к началу интеграционного взаимодействия. Данная необходимость уточнения или изменения требований определяется Подрядчиком и согласовывается Заказчиком. По согласованию Сторон возможны уточнения требований к реализуемым интерфейсам пользователя, необходимые для достижения целей ГК. |
2.1. |
Модернизация модуля "Электронный журнал, дневник" с целью обеспечения возможности подписания документов в электронном виде |
В модуле "Электронный журнал, дневник" реализовать механизм, позволяющий: формировать проекты документов ОО в электронном виде; отправлять проекты сформированных документов для подписи электронной подписью в сервис "Госключ" (goskey.ru); получать от сервиса "Госключ" подписанные документы в электронном виде; хранить подписанные документы в привязке к учётной записи пользователя. Шаблон документа для тестирования взять "Согласие на обработку персональных данных", который предоставляется Заказчиком и является единым для всех ОО региона. Документация по интеграции расположена по адресу: https://partners.gosuslugi.ru/catalog/goskey Доступ к сервисам "Госключ", в том числе выполнение необходимых для этого регламентных процедур и получение разрешений, организует Заказчик По решению исполнителя допускается изменение используемых методов интеграции, если это требуется для достижения целей контракта |
2.2 |
Модернизация модуля "Электронный журнал, дневник" с целью отображения единого расписания |
Модернизировать сервис интеграции с региональной платформой "Портал персонифицированного дополнительного образования" (далее - ПФДО, https://hmao.pfdo.ru/app) для обеспечения отображения в интерфейсе "Единый личный кабинет": единого расписания учащегося, в общей сетке расписания занятий в общеобразовательной организации и в учреждениях дополнительного образования (при их наличии); доступных для записи секций дополнительного образования (далее - "Витрина ПФДО") с возможностью перехода в платформу ПФДО. Требования к "Витрине ПФДО": представляет собой визуальный элемент (фрейм), генерируемый на стороне ПФДО по запросу модуля "Электронный журнал, дневник"; содержание персонифицировано под конкретного пользователя (учащийся или родителя); содержание "Витрине ПФДО" генерируется на основе передаваемого со стороны модуля "Электронный журнал, дневник" уникального идентификатора (номера сертификата на персонифицированное дополнительное образование) учащегося; содержит в себе от 5-ти до 10-ти вариантов, рекомендуемых для учащегося (возможных к записи с учетом данных учащегося) программ дополнительного образования; позволяет при выборе программы перейти на страницу записи в ПФДО; в случае, если набор рекомендаций составляет более 10-ти программ позволяет перейти на полный перечень рекомендуемых программ, размещаемый на ПФДО (нажатием на пиктограмму "посмотреть весь список"). |
2.3 |
Модернизация дизайна (цветовой схемы и верстки) раздела "Единый личный кабинет" модуля "Электронный журнал, дневник" |
Модернизировать дизайн раздела "Единый личный кабинет" (далее - ЕЛК) модуля "Электронный журнал, дневник". Подрядчик готовит макеты и согласовывает с Заказчиком обновленный макет ЕЛК с измененным цветовым оформлением и версткой. После согласования макета Подрядчик реализует эти изменения в верстке раздела "Единый личный кабинет". Макеты предоставляются Заказчику в 3 разных вариантах. |
2.4 |
Модернизация сервисов интеграции модуля "Электронный журнал, дневник" с подсистемой управления школьным питанием и СКУД |
Доработка API интеграции модуля "Электронный журнал, дневник" с подсистемой школьное питание и СКУД: 1. Изменить работу метода getReleasedSchoolchilds в части работы с параметром calendarDay. На текущий момент наличие этого параметра игнорируется, при любом запросе отдаются полные исторические данные, что увеличивает нагрузку на Систему. Данный параметр должен отвечать за предоставление только тех данных, которые релевантны в указанном диапазоне. Формат передаваемого параметра: дд.мм.гггг. 2. Доработать метод getPupils в части приема трех параметров: updateData (Boolean значение), отвечающее за передачу только обновленных данных; dateBegin (формат: дд.мм.гггг), отвечающий за начальный диапазон измененных данных; dateEnd (формат: дд.мм.гггг), отвечающий за конечный диапазон измененных данных. При наличии этих трех параметров в запросе модуль "Электронный журнал и дневник" должен предоставить только те данные, которые были изменены в запрашиваемом диапазоне. 3. Доработать метод isAuthorizedSession в части предоставления данных текущей используемой пользователем роли при запросе верификации сессии пользователя. Возможные значения: department, schoolAdmin, teacher, pupil, parent. 4. Реализовать метод getSchoolEmployee. Данный метод должен предоставлять данные по всем сотрудникам образовательных организаций. Ответ должен содержать данные (по каждому сотруднику): schoolId, personId, fullName, jobTitle (должность), schoolClassId (опционально). Метод должен предоставлять возможность фильтрации сотруников в разрезе муниципалитета, школы, класса (параметры departmentId, schoolId, schoolClassId). Доработки выполняются исключительно на стороне модуля "Электронный журнал и дневник" |
3 |
Общие требования к приемке выполненных работ |
Результаты выполнения работ предоставляются в следующем порядке: - Подрядчик оповещает ответственное лицо Заказчика в письменной форме о готовности к передаче результатов; - Подрядчик предоставляет Заказчику программу и методику приемо-сдаточных испытаний (далее - ПМИ). ПМИ должна быть согласована с Заказчиком не менее чем за 10 рабочих дней до проведения приемо-сдаточных испытаний (далее - ПСИ); - для проведения ПСИ Заказчик формирует комиссию, включающую представителей Заказчика, Функционального заказчика и Подрядчика. - Комиссия имеет право производить контроль на любом этапе выполнения работ, не создавая при этом помех Подрядчику. - Заказчик оставляет за собой право изменять состав комиссии по своему усмотрению в течение всего времени по Государственному контракту. - Результаты прохождения ПМИ фиксируются в протоколе ПСИ. - В случае несоответствия функций ПО требованиям ТЗ, выявленные несоответствия фиксируются в протоколе ПСИ. - Подрядчик устраняет несоответствия, зафиксированные в протоколе ПСИ, в согласованные с Заказчиком сроки. Подрядчик после устранения несоответствий должен сообщить о готовности проведения повторной проверки качества. После чего комиссия Заказчика в течение 5 рабочих дней проверяет качество оказанных услуг. ПСИ ПО проводится в соответствии с утвержденной ПМИ. В состав комиссии должны входить представители Заказчика и Функционального заказчика. В процессе ПСИ должны быть проверены соответствие требованиям, содержащимся в настоящем ТЗ, и полнота содержащихся в эксплуатационной документации указаний персоналу по выполнению им функций во всех режимах функционирования и ее соответствие реальному функционированию Системы. Подрядчик должен выполнить инструктаж пользователей и администраторов по работе с новым функционалом в соответствии с данным ТЗ. Программа инструктажа подготавливается Подрядчиком и согласовывается с Заказчиком до даты проведения инструктажа. Подрядчик гарантирует качество всех выполненных работ в соответствии с ТЗ. Гарантия качества выполненных работ предоставляется на срок 12 (двенадцать) месяцев с даты подписания документа о приемке по ГК. Под гарантией понимается устранение Подрядчиком своими силами и за свой счет допущенных по его вине недостатков, выявленных после приемки работ. Гарантийный срок продлевается на период, когда Заказчик не мог пользоваться результатом из-за обнаруженных в нем дефектов (недостатков) при условии, что Заказчик известил Подрядчика об этих дефектах (недостатках) в письменной форме не позднее 7 (семи) рабочих дней с даты обнаружения. Подрядчик гарантирует возможность безопасного использования результата выполненных работ по назначению в течение всего гарантийного срока. Порядок и условия перехода прав на модернизированное ПО Системы, включая исходные коды, определяются ГК. По окончанию сдачи-приемки работ по развитию ПО Системы результат работ передается Заказчику, включая все исходные коды на все компоненты. Подрядчиком должна быть обеспечена лицензионная чистота, при использовании компонента третьих лиц, а также обеспечено сублицензирование используемых для внедрения компонентов при необходимости. |
4 |
Требования к информационной безопасности и защите информации |
Защита персональных данных, обрабатываемых в ГИС Образование Югры, обеспечивается силами Заказчика в соответствии с требованиями норм законодательства Российской Федерации. Подрядчик: соблюдает требования федеральных законов от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" для обеспечения защиты информации и безопасности персональных данных, обрабатываемых в ГИС Образование Югры; выполняет требования и рекомендации по защите информации в ГИС Образование Югры, полученные от Заказчика, (в частности, параметры настройки общесистемного и прикладного программного обеспечения) или дает мотивированный отказ от выполнения, с предложением компенсирующих мер; согласовывает с Заказчиком планируемые изменения состава и конфигурации прикладного и общесистемного программного обеспечения; обеспечивает целостность и доступность информации, не разглашает служебную и иную конфиденциальную информацию, в том числе и персональные данные, обрабатываемые в ГИС Образование Югры, ставшие ему известными в ходе выполнения работ, предусмотренных ООЗ. Заказчик обеспечивает Подрядчику доступ к ГИС Образование Югры в объеме, необходимом и достаточном для исполнения требований ООЗ. В случае если выполнение работ, предусмотренных ООЗ, осуществляется с помощью удаленного подключения, удаленное подключение Подрядчика осуществляется с использованием средств защиты информации (в том числе криптографических), прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия требованиям безопасности информации, требуемого класса защиты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с Политикой обеспечения безопасности удаленного доступа к корпоративной сети органов государственной власти автономного округа, утвержденной приказом Департамента информационных технологий и цифрового развития автономного округа от 13 октября 2020 года N 08-Пр-247 "Об утверждении документов о защите информации в корпоративной сети органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Комплекс мер по защите информации на рабочем месте Подрядчика, с которого будет осуществляться удаленный доступ, обеспечивает уровень защищенности информации не ниже установленного для ГИС Образование Югры согласованным с Заказчиком требованиям по защите от несанкционированного доступа (НСД), включая наличие сертифицированных средств защиты информации (средств антивирусной защиты информации, средств защиты информации от НСД, персональный идентификатор пользователя) и организационно-распорядительных документов Подрядчика по защите информации на период выполнения Работ, в том числе их гарантийное сопровождение. |
5 |
Требования по патентной чистоте |
Патентная чистота ГИС Образование Югры и ее частей обеспечивается в отношении патентов, действующих на территории Российской Федерации. Реализация технических, программных, организационных и иных решений, предусмотренных ТЗ, не должна приводить к нарушению авторских и смежных прав третьих лиц. При использовании Системы (программных комплексов или модулей), разработанных третьими лицами, условия, на которых передается право на использование (исполнение) этих программ, не должны накладывать ограничений, препятствующих использованию Системы по ее прямому назначению. |
В отношении довода о проектах документов образовательных организаций (пункт 2.1 Описания объекта закупки (далее - ООЗ): Необходимость указания конкретного перечня документов в ООЗ отсутствует. Пункт 2.1 ООЗ устанавливает необходимость выполнения работ, результатом которых является механизм-конструктор формирования проектов документов. На Подрядчика не возлагается обязанности по наполнению этих проектов документов содержанием по существу. Доводы Заявителя об автономии образовательных организаций лишь подтверждают позицию государственного заказчика, поскольку с использованием вышеуказанного "конструктора документов" образовательные организации смогут самостоятельно формировать документы, которые им необходимы при осуществлении своей деятельности.
Таким образом, отсутствие конкретного перечня требуемых документов не влечет за собой неясность в ООЗ, не ограничивает конкуренцию.
В отношении довода о модернизации дизайна раздела "Единый личный кабинет" (пункт 2.3 ООЗ) Комиссия Управления отмечает, что необходимость указания конкретных требований к дизайну раздела "Единый личный кабинет" в ООЗ отсутствует, такие требования ограничивают подрядчика. Извещением о закупке и в разъяснениях на запросы государственным заказчиком установлены такие требования, как "увеличение технологичности и современности", "в целях наилучшего и гармоничного визуального восприятия информации", соответствие общему дизайну модуля "Электронный журнал, дневник". Более подробным описанием объекта закупки могло быть только приложение макета к ООЗ, однако обязанность по формированию макетов вышеуказанного раздела возложена на Подрядчика.
Таким образом, ООЗ и разъяснения на запрос содержат достаточный объем информации о работах по модернизации дизайна раздела "Единый личный кабинет", отсутствует неясность и ограничение конкуренции.
В отношении довода о модернизации сервисов интеграции модуля "Электронный журнал, дневник" с подсистемой управления школьным питанием и СКУД (пункт 2.4 ООЗ):
Необходимость и юридическая возможность предоставления описаний методов getReleasedSchoolchilds, getPupils, isAuthorizedSession, getSchoolEmployee в ООЗ отсутствует.
Вышеуказанная информация является составной частью технической документации и исходного кода на государственную информационную систему "Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Закон о контрактной системе и иные нормативно-правовые акты не возлагают на государственного заказчика обязанности по предоставлению исходного кода и технической документации на государственные информационные системы. Предоставление указанной информации возможно только лишь лицу, на которое возложена обязанность по неразглашению конфиденциальной, служебной информации, которая возникает после заключения государственного контракта.
Таким образом, описание объекта закупки и разъяснения на запрос содержат достаточный объем информации о требуемых работах, отсутствует неясность и ограничение конкуренции.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованными.
Жалоба ООО ЦИТ "Аверс" (ИНН: 7709287765; ОГРН: 1027700261380) от 18.06.2024 N9541/24 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЦИТ "Аверс" (ИНН: 7709287765; ОГРН: 1027700261380) от 18.06.2024 N9541/24, на действия Заказчика - Департамент информационных технологий и цифрового развития ХМАО-Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является Выполнение работ по модернизации государственной информационной системы "Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ГИС Образование Югры)" (извещение N 0187200001724001230) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: С.М. Молостов
А.А. Мацола
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 июня 2024 г. N 086/06/33-992/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024