Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе: Литвинов Р.А. - председатель Комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Моисеев С.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Ивченко Н.И - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы, осуществляя рассмотрение обращения дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) с участием: Пермяковой Е.Г. - представителя ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" на основании доверенности от 10.10.2022 N 41; 2 Коноваловой О.А. - представителя ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" на основании доверенности от 06.12.2023 N 29; Павленко С.А. - представителя ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" на основании доверенности от 18.06.2024 N 11; Савущик Н.Н. - генерального директора ООО "Волгаэкспертстрой" лично, рассмотрев обращение ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) вх. N 5925/24 от 11.06.2024 о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений об участнике закупки - ООО "Волгаэкспертстрой" (ИНН 3444280250, ул. 7-й Гвардейской, д. 7, офис 6, Волгоград, обл. Волгоградская, 400005, далее - Общество) в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки (номер извещения 0329200062224003287),
УСТАНОВИЛА:
25.04.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по промывке, опрессовке системы отопления" (номер извещения 0329200062224003287).
Начальная (максимальная) цена контракта - 118 022,71 рублей. 13.05.2024 в ЕИС размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2024 NИЗК1, согласно которому победителем был признан участник закупки ООО "Волгаэкспертстрой". 16.05.2024 с ООО "Волгаэкспертстрой" был заключен контракт N 3287 на выполнение работ по промывке, опрессовке системы отопления (далее - Контракт). Цена Контракта - 88 517,04 рублей.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется собственными силами, своевременно выполнить на условиях настоящего Контракта работу по промывке, опрессовке системы отопления. (далее - "работы") и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В силу пп. 4.2, 4.3 Контракта Подрядчик приступает к выполнению работ с момента подписания контракта. Работы должны быть закончены - в течении 15 календарных дней. 16.05.2024 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо "Уведомление о расторжении договора" исх. N 2 от 16.05.2024 с указанием на то, что выполнение демонтажных и монтажных работ не было предусмотрено Контрактом. В указанном письме Общество также указывает на то, что выполнение работ по монтажу систем отопления (либо их отдельных участков) в рамках Контракта является 3 невозможным и экономически нецелесообразным для Подрядчика, в связи с чем Общество просит расторгнуть Контракт. 23.05.2024 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо исх. N б/н от 23.05.2024, в котором Заказчик указывает, что вся информация, необходимая для выполнения работ по Контракту была размещена в свободном доступе в ЕИС, в том числе информация о выполнении демонтажных и монтажных работ в рамках Контракта. 23.05.2024 Обществом было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором было указано, что Заказчиком не были представлены необходимые сведения, позволяющие определить порядок производства ремонтных работ (проекты, спецификации, акты осмотров, дефектные ведомости и т.д.), сведения о подлежащих монтажу и ремонту элементах системы теплоснабжения. В указанном решении Общество также указывает, что выполнение демонтажных и монтажных работ не было предусмотрено Контрактом, и выполнение работ по монтажу систем отопления (либо их отдельных участков) в рамках Контракта является невозможным и экономически нецелесообразным для Подрядчика.
В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу п. 9.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании п. 9.7 Контракта Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, на основании вышеизложенного у Подрядчика имелись правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 4 подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Во исполнение указанных требований решение об одностороннем отказе размещено Подрядчиком в ЕИС 23.05.2024.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Датой надлежащего уведомления Заказчика является дата получения им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с данными ЕИС Заказчик получил указанное решение 23.05.2024.
На основании ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. 04.06.2024 решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу. 11.06.2024 Заказчиком указанная информация направлена в Волгоградское УФАС России через ЕИС.
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 ст. 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми 5 контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий. Общество направило письменные пояснения, в которых указало, что обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению Контракта возникли по вине Заказчика. Так, по мнению Общества, выполнение демонтажных и монтажных работ не было предусмотрено Контрактом, однако, Комиссией установлено, что как в проекте Контракта, так и в заключенном Контракте, имеется Приложение N 1 "Описание объекта закупки", согласно которому объем выполняемых работ (1 усл.ед.): согласно сметной документации (электронный документ "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта") (прикладывается отдельным файлом).
Согласно сметной документации (электронный документ "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта") выполнение демонтажных и монтажных работ предусмотрено.
Таким образом, в составе Извещения по рассматриваемой закупке, в том числе в проекте Контракта и в заключенном Контракте выполнение демонтажных и монтажных работ было предусмотрено. По мнению Общества, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было им принято также из-за того, что Заказчиком не были представлены необходимые сведения, позволяющие определить порядок производства ремонтных работ (проекты, спецификации, акты осмотров, дефектные ведомости и т.д.), сведения о подлежащих монтажу и ремонту элементах системы теплоснабжения. Вместе с тем, Комиссией установлено, что в составе Извещения по рассматриваемой закупке, в том числе в проекте Контракта и в заключенном Контракте не предусмотрена обязанность Заказчика по представлению сведений в части определения порядка производства ремонтных работ (проекты, спецификации, акты осмотров, дефектные ведомости и т.д.), при этом сведения о подлежащих монтажу и ремонту элементах системы теплоснабжения были предусмотрены сметной документацией (электронный документ "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта") в составе Извещения по рассматриваемой закупке, в том числе в проекте Контракта и в заключенном Контракте. Комиссия также отмечает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
На основании п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. ООО "Волгаэкспертстрой" как субъект предпринимательской деятельности должно было проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы с целью недопущения 6 нарушений требований Закона о контрактной системе и условий контракта, в связи с чем приняло риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного закона, в том числе в виде невозможности исполнения контракта в установленный срок.
Таким образом, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки и подавая соответствующую заявку, ООО "Волгаэкспертстрой" несло риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям этого закона. Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, ООО "Волгаэкспертстрой" должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Кроме того, из содержания заявки ООО "Волгаэкспертстрой" следует, что Общество выражает свое согласие на выполнение работ по промывке, опрессовке системы отопления в соответствии с условиями Контракта. При этом в силу статьи 401 ГК РФ при должной степени осмотрительности ООО "Волгаэкспертстрой" могло и должно было изучить объект закупки, содержание извещения об осуществлении закупки, проект контракта, сопоставить возможность выполнения работ в соответствии с техническим заданием со своими производственными и финансовыми ресурсами ещё на стадии подачи заявки, однако Обществом своим правом не воспользовалось. Вина Подрядчика может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - Подрядчик предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, т.е. при совершении действий поставщик предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
В силу пп. "б" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. В настоящем случае Заказчиком были представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа ООО "Волгаэкспертстрой" от исполнения контракта. При этом ООО "Волгаэкспертстрой" доказательств невозможности исполнения обязательств на условиях предусмотренных Контрактом по каким-либо объективным основаниям, не представило. 7 ООО "Волгаэкспертстрой" также не пояснило какие обязательства по Контракту не были исполнены Заказчиком, в чем заключалась необходимость осуществления им действий по принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, какие обременения или иные негативные последствия могли наступить для Общества в отсутствие данного решения. Кроме того, при рассмотрении обращения информации и документов, подтверждающих принятие ООО "Волгаэкспертстрой" необходимых мер для надлежащего и своевременного исполнения условий Контракта, не было представлено. Оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для внесения сведений об ООО "Волгаэкспертстрой" в реестр недобросовестных поставщиков. Участвующие в заседании Комиссии представители Заказчика настаивали на включении информации об ООО "Волгаэкспертстрой" в реестр недобросовестных поставщиков. При проведении внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
В силу ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 04.06.2024.
Следовательно, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) должно было быть направлено Заказчиком не позднее 06.06.2024.
Однако, в нарушение требований Закона о контрактной системе указанная информация направлена Заказчиком через ЕИС только 11.06.2024, в связи с чем в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе. Указанные действия образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь ст. 99 и ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Волгаэкспертстрой" (ИНН 3444280250, ул. 7-й Гвардейской, д. 7, офис 6, Волгоград, обл. Волгоградская, 400005; лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа, участник корпоративного юридического лица, способный оказывать влияние на деятельность юридического лица - Савущик Николай Николаевич, ИНН 3444280250) сроком на 2 года.
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) считать дату размещения указанных сведений в единой 8 информационной системе (на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок).
3. Заказчика - ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" - признать нарушившим ч. 22.2 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица Заказчика. Председатель комиссии Р.А. Литвинов Члены комиссии: С.В. Моисеев Н.И. Ивченко Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Исп.Ивченко Н.И. тел.8(8442) 24-22-64
2024-5058
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 19 июня 2024 г. N 034/10/104-747/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024