Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Д Медикал" на положение извещения о проведении электронного аукциона на поставку системы реабилитации виртуальной, с использованием механотерапии/электростимуляции (регистрационный номер 760-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000660), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
10.06.2024 уполномоченным органом по заданию Заказчика - Комитета по здравоохранению Псковской области, объявлен электронный аукцион на поставку системы реабилитации виртуальной, с использованием механотерапии/электростимуляции (регистрационный номер 760-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000324000660).
Извещение N 0157200000324000660 о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru - 10.06.2024 17:14.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 900 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 18.06.2024 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
17.06.2024 (вх.N 3291-ЭП/24) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 24.06.2024 в 14 часов 30 минут, с учетом перерыва, объявленного 21.06.2024 в 10.00, в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела).
1. Описание объекта закупки подготовлено таким образом, что ему не соответствует ни одно медицинское изделие, зарегистрированное на территории Российской Федерации, ближе всего по комплектации и характеристикам соответсвует "Аппаратно-программный комплекс для чрескожной электростимуляции спинного мозга и механотерапии для реабилитационного лечения пациентов с вертеброспинальной паталогией, производитель ООО "Косима". На страницах руководства по эксплуатации медицинского изделия производства ООО "Косима" представлены характеристики оборудования, которые не соответствуют требованиям Извещения, в частности:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Мед. изделие, производства Косима |
Максимальное значение амплитуды стимулирующих импульсов |
|
МА |
Диапазон регулировки амплитуды выходных импульсов при нагрузке 500 Ом 0...200мА РЭ лист 6 |
Максимальное значение частоты пачки импульсов стимулирующего импульса |
|
Гц |
Диапазон регулировки частоты пачки импульсов стимулирующего сигнала 0...80_10% Гц РЭ Лист 6 |
Максимальное значение обеспечения независимого угла поворота каждой из стоп пациента в голеностопном суставе в направлении тыльного сгибания |
|
град |
0-15 градусов РЭ лист 5 Таблица 1 |
Таким образом, аппарат производства ООО "Косима" не соответствует требованиям Извещения. При внесении изменений в Описание объекта закупки соответствовать могут стол-вертикализатор с интегрированным устройством для роботизированной механотерапии нижних конечностей с биологически-обратной связью Erigo и Тренажер реабиалитационный с функциональной электростимуляцией и биологической обратной связью для лечения опорно-двигательного аппарата RT, вариант исполнения RT300-SLSA.
2. Объект закупки не соответствует потребностям Заказчика, так как Заказчиком приобретается оборудование не соответствующее Стандарту оснащения. Описание объекта закупки не соответствует потребности Заказчика.
Представители Заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения в материалах дела):
Предполагаемое к поставке оборудование приобретается в соответствии с кодом вида НКМИ 343660, а также наименованием кода вида "Система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции". В Приказе N 788н указано обозначение столбца "Зал интерактивных технологий и когнитивной реабилитации2 Приложения N 8 к Порядку организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденному Приказом N 788н стандарта оснащения стационарного отделения медицинской реабилитации взрослых с нарушением функции центральной нервной системы "Наименование оборудования" являющееся общим обозначением наименнования оборудования, а конкретный вид медицинского изделия, указанный в вышеуказанной таблице, чем и руководствовался Заказчик, это исключительно наименование и код вида НКМИ - Система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции. Описанный объект закупки соответствует коду позиции КТРУ - 26.60.13.190-00000101 Система реабитации виртуальная, с использованием механотерапии/ электростимуляции. В соответствии с описанием КТРУ это комплект изделий предназначенных для проведения механотерапии и чрескожной электростимуляции спинного мозга с целью реабилитационного лечения пациентов с вертеброспинальнной патологией. При этом характеристики товара данная позиция не содержит. Определение характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком сисла участников закупки. Все товары находятся в свободном доступе на территории Российской Федерации.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми Заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить в извещении о проведении закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Заказчиком в описании объекта закупки указано его наименование - Система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции, КТРУ 26.60.13.190-00000101, приведены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, в том числе указанные в жалобе Общества (Максимальное значение амплитуды стимулирующих импульсов, максимальное значение частоты пачки импульсов стимулирующего импульса, максимальное значение обеспечения независимого угла поворота каждой из стоп пациента в голеностопном суставе в направлении тыльного сгибания).
При формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом описание объекта закупки с одной стороны должно повысить шансы на приобретение заказчиком именно с такими характеристиками, с другой - не ограничивать количество участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Минздрав России в письме от 08.02.2023 N 25-3/1152 "О порядке осуществления закупок медицинской продукции" указывает, что "... в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования Каталога, в позицию Каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования Каталога.
Указанное описание товара, работы, услуги размещается во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции Каталога единой информационной системы в сфере закупок и в силу пункта 4 Правил использования Каталога, подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции Каталога даты начала обязательного применения.
Предметом закупки является поставка медицинского изделия - Система стабилографии (КТРУ 26.60.13.190-00000101 - Система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции).
Позиция КТРУ 26.60.13.190-00000101 не содержит характеристик товара, работы, услуги.
В извещении об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки, в котором установлены характеристики к товару.
Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товар, который будет представлен участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, соответствовал текущим потребностям заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии с которыми и была определена потребность заказчика.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в Описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика в Описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Из пояснений Заказчика следует, что совокупность характеристик в описании объекта закупки, а также наличие неинвазивной электростимуляции спинного мозга и электростимулятора спинного мозга является обязательным для достижения клинических задач реабилитации тяжелых пациентов и восстановления их двигательных и висцеральных функций : сама система в названии включает в себя электростимуляцию. Без электростимуляции спинного мозга эффективного восстановления двигательных, а также висцеральных функций пациентов с тяжелыми поражениями центральной нервной системы и параличами (например, нижние параплегии, параличи ног) добиться невозможно. Безопасная, эффективная и доступная для всех парализованных пациентов (параличи различного генеза) неинвазивная чрескожная электростимуляция спинного мозга обеспечивает активацию, реактивация мотонейронных сетей спинного мозга и нейронных сетей шаговых генераторов спинного мозга, развитие нейронных сетей за счет механизмов нейропластичности и обеспечивает восстановление двигательных функций. Электростимуляция является наиболее эффективной в сочетании с пассивной локомоцией (за счет блоков передвижения ног-поэтому в описании объекта закупки обозначены эти блоки и функционально значимые диапазоны перемещений в единицах измерения сантиметры и градусы) и БОС (компоненты и принадлежности (датчики, электроды и т.п.) необходимые, и достаточные для реализации функции БОС, а также управления и параметрирования электростимуляции и механотерапии).
Указанное в жалобе Заявителем оборудование согласно размещенным на сайте Росздравнадзора руководствам по эксплуатации, стол-вертикализатор с интегрированным устройством для роботизированной механотерапии нижних конечностей с биологически-обратной связью Erigo и Тренажер реабиалитационный с функциональной электростимуляцией и биологической обратной связью для лечения опорно-двигательного аппарата RT, вариант исполнения RT300-SLSA не обеспечивают неинвазивную электростимуляцию спинного мозга и не содержат электростимулятор спинного мозга. Предстваитель Заявителя на заседании Комиссии подтвердил необходимость изменения, в том числе данной характеритики (электрический стимулятор для стимуляции спинного мозга (электростимулятор) с комплектом электродов и кабелей) для соответствия указанного им оборудования.
В соответствии с поясненими Заказчика, наличие электростимулятора спинного мозга является определяющим требованием Заказчика для достижения клинических задач.
Кроме того, в каталоге товаров, работ, услуг в Единой информационной системе N 26.60.13.190-00000101 "Система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции" в разделе справочная информация указан код НКМИ 343660 описание по классификатору "Комплект изделий, предназначенных для проведения механотерапии и чрескожной электростимуляции спинного мозга с целью реабилитационного лечения пациентов с вертеброспинальной патологией".
Также на заседание Комиссии Псковского УФАС России, представлено письмо ООО "Косима" от 24.05.2024 о подтверждении соответствия спорных характеристик указанных в жалобе, Аппаратно-программного комплекса для чрескожной электростимуляции спинного мозга и механотерапии для реабилитационного лечения пациентов с вертеброспинальной паталогией (АПК "Биокин") требованиям извещения (диапазон регулировки амплитуды выходных импульсов электростимуляции 1-250мА, диапазон регулировки частоты пачки импульсов стимулирующего сигнала 1-99 гц, диапазон изменения угла в голеностопном суставе в направлении тыльного сгибания регулируется в диапазоне град 0-30).
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "... Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности Заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...".
С учетом вышеизложенного, следует вывод, что Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворял бы всех возможных участников закупок для государственных нужд, так как приоритетной задачей при осуществлении закупки является удовлетворение потребностей Заказчика.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
На заседании комиссии Заказчиком представлены три коммерческих предложения ООО "Медика-Технический Центр Медика", ООО "Медиана", ООО "МедТехСервис" готовых поставить необходимое оборудование.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении прав этих лиц, а также об ограничении числа участников закупки.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Во исполнение Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" закупаемые медицинские изделия должны соответствовать данному порядку, в том числе коду вида Номенклатурной классификации медицинского изделия и Наименованию вида Номенклатурной классификации медицинских изделий, указанных в данном Приказе.
В приложении N 8 к Порядку организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2020 г. N 788н стандарта оснащения стационарного отделения медицинской реабилитации взрослых с нарушениями функции центральной нервной системы указано наименование вида номенклатурной классификации медицинских изделий "Система реабилитации виртуальная, с использованием механотерапии/электростимуляции", что и указано Заказчиком в Извещении.
Исходя из пояснений Заказчика, медицинское оборудование приобретается для Филиала "Великолукский межрайонный" ГБУЗ ПО "Псковская областная клиническая больница", который является медицинским учреждением, оказывающим специализированную помощь, в том числе медицинскую реабилитацию взрослых с нарушением центральной нервной системы.
Довод жалобы о том, что описание объекта закупки не соответствует потребностям Заказчика не нашел своего подтверждения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался объективными потребностями и при этом соблюдал условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не представил, в том числе подтверждающих невозможность подачи заявки.
Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Д Медикал" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 24 июня 2024 г. N 060/06/33-212/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024