Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, при помощи видеоконференц-связи, направленные Администрацией Струго-Красненского муниципального округа в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "ПРАГМА-СТРОЙ" (юридический адрес: 300034, Тульская область, г.о. город Тула, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 42, офис 1; ИНН 7103054272) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку котельного оборудования с монтажом и пусконаладочными работами в рамках капитального ремонта котельной N 3-а, расположенной на улице Мира в р.п. Струги Красные Псковской области (номер извещения: 0157600001824000022),
УСТАНОВИЛА:
18.06.2024 в адрес Псковского УФАС России поступили сведения из Администрации Струго-Красненского муниципального округа (далее - Заказчик) в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "ПРАГМА-СТРОЙ" (юридический адрес: 300034, Тульская область, г.о. город Тула, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 42, офис 1; ИНН 7103054272) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам электронного аукциона на поставку котельного оборудования с монтажом и пусконаладочными работами в рамках капитального ремонта котельной N 3-а, расположенной на улице Мира в р.п. Струги Красные Псковской области (номер извещения: 0157600001824000022).
Рассмотрение сведений состоялось 24 июня 2024 года в 12 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 21.06.2024 в 11 часов 15 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru, извещения N 0157600001824000022 о проведении электронного аукциона - 07.05.2024 11:01.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 14 025 200,00 рубля.
3) Оператор электронной площадки - Сбербанк-АСТ.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.05.2024 N 0157600001824000022, на участие в электронном аукционе подано 4 (четыре) заявки, все признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем признана заявка N 59 (ИП Б.К.Т.), с предложением о цене контракта 10 565 656,00 рублей (снижение на 24,66%).
5) 03.06.2024 Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1.
6) 05.06.2024 проект контракта для подписания направлен Заказчиком второму участнику закупки, подавшему заявку на участие в электронном аукционе с идентификационным номером "81" (ООО "ПРАГМА-СТРОЙ"), с предложением о цене контракта 10 635 782,00 рублей (снижение на 24,16%).
7) 18.06.2024 Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_2.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 статьи 51 Закона 44-ФЗ: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
21.05.2024 победителем электронного аукциона на поставку котельного оборудования с монтажом и пусконаладочными работами в рамках капитального ремонта котельной N 3-а, расположенной на улице Мира в р.п. Струги Красные Псковской области (номер извещения: 0157600001824000022), признан участник закупки, подавший заявку с идентификационным номером "59" (ИП Б.К.Т.), с предложением о цене контракта 10 565 656,00 рублей (снижение на 24,66%).
03.06.2024 Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1. Решением Комиссии Псковского УФАС России N* от **.**.**** сведения в отношении ИП Б.К.Т. включены в реестр недобросовестных поставщиков.
05.06.2024 проект контракта для подписания направлен Заказчиком второму участнику закупки, подавшему заявку на участие в электронном аукционе с идентификационным номером "81" (ООО "ПРАГМА-СТРОЙ", далее - Общество), с предложением о цене контракта 10 635 782,00 рублей (снижение на 24,16%).
Регламентированный срок подписания Обществом проекта контракта истекал 13.05.2024.
13.05.2024 Общество направило протокол разногласий в части замены адреса электронной почты.
14.06.2024 обработан протокол разногласий, замечания не учтены, так как реквизиты заполнены на основании анкеты участника закупки.
Регламентированный срок подписания Обществом проекта контракта после обработки протокола разногласий - 17.06.2024.
Вместе с тем, в регламентированный срок Общество проект контракта не подписало, обеспечение исполнения контракта не предоставило.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом, действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
В ходе рассмотрения настоящего дела представитель Общества, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, каких-либо пояснений по обстоятельствам дела не предоставил, к рассмотрению сведений не подключился.
Согласно сведениям из "реестра контрактов" ЕИС Общество исполненных контрактов не имеет, на исполнении находится 4 (четыре) контракта, заключенных в период с 24.05.2024 по 11.06.2024.
Представители Заказчика настаивали на включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку закупка котельного оборудования с монтажом и пусконаладочными работами является социально значимой, эти мероприятия необходимо провести в летний период с целью своевременного начала отопительного сезона.
Кроме того, как установлено в ходе рассмотрения дела, Общество при заключении контракта не предоставило одновременно с подписанным проектом контракта обеспечение исполнения контракта, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия Псковского УФАС России считает, что Общество не проявило должной осмотрительности и не совершило действия, направленные на заключение контракта, следовательно, поведение Общества является недобросовестным.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, любое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, то от участников, заявляющихся на подобные аукционы, требуется большая степень ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что Общество не предоставило обеспечение исполнения контракта в размере 4 207 560,00 рублей, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов и действует неосмотрительно при участии в закупках.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 27.06.2026) следующие сведения о поставщике, уклонившемся от заключения контракта:
- полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью "ПРАГМА-СТРОЙ";
- краткое наименование организации: ООО "ПРАГМА-СТРОЙ"
- место нахождения: 300034, Тульская область, г.о. город Тула, г. Тула, ул. Демонстрации, д. 42, офис 1;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 7103054272, КПП 710301001;
- единственный учредитель: Пономарёв Алексей Алексеевич, ИНН 712808152187;
- объект закупки: поставка котельного оборудования с монтажом и пусконаладочными работами в рамках капитального ремонта котельной N 3-а, расположенной на улице Мира в р.п. Струги Красные Псковской области (номер извещения: 0157600001824000022).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 24 июня 2024 г. N РНП 060/06/104-213/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024