рассмотрев жалобу Заявителя ООО "ЭКОЛАЙН+" на положения извещения при проведении электронного аукциона "N зз-0016-24545-2024 Оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "А", "Б", "В" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124009310, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика БУЗ УР "ГКБ N2 МЗ УР" (далее - Заказчик) <_> (доверенность от 09.01.2024 N6),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение) <_> (доверенность от 29.12.2023 N14-юр),
в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
13.06.2024 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения Аукциона.
По мнению подателя жалобы, заказчики объединили в одну закупочную процедуру технологически и функционально несвязанные услуги. Кроме того, заказчики объединили в один лот классы медицинских отходов, требующих наличие лицензии и не требующих лицензию.
Согласно пояснениям представителя уполномоченного учреждения, извещение о проведении закупки не содержит требований относительно оказания услуг в отношении класса "Г".
06.06.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 000 001,32 рублей.
1. Рассмотрев первый довод жалобы Заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
Таким образом, оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса А, Б и В представляют собой виды деятельности в отношении соответствующих медицинских отходов, которые также объединены формулировками действующего законодательства в части требований к лицензированию указанной деятельности. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что данные позиции технологически и функционально связанны.
При этом, по смыслу ст. 105 Закона о контрактной системе, на Заявителя возложена обязанность подтвердить обоснованность доводов жалобы и предоставить в антимонопольный орган достаточные доказательства в подтверждение обоснованности жалобы.
Вместе с тем, документов подтверждающих неправомерность действий заказчика в части рассматриваемого довода жалобы представлено не было.
Таким образом, в действиях заказчика в части объединения в один лот деятельности по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов класса А, Б и В нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
2. Рассмотрев второй довод жалобы Заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В силу п. 3, 6 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
-перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках (при осуществлении закупок, указанных в п. 6 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является:
-Услуги по забору, транспортированию, уничтожению (захоронению) отходов класса А;
-Услуги по забору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению отходов класса Б;
-Услуги по забору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению отходов класса В;
На основании абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установлены следующие классы опасности отходов:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс Б - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс Г - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс Д - радиоактивные отходы.
Согласно п. 157 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N3) установлено, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека:
- отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее - класс А), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля;
- отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности (эпидемиологически опасные отходы, далее - класс Б), в том числе: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности;
- отходы от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 3 - 4 группы патогенности, а также в области использования генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях (эпидемиологически опасные отходы, далее - класс В), в том числе: отходы микробиологических, клинико-диагностических лабораторий; отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности; отходы сырья и продукции от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, от производства и хранения биомедицинских клеточных продуктов; биологические отходы вивариев; живые вакцины, непригодные к использованию;
- отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно ст. 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, в силу ст. 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
С учетом изложенного, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Учитывая, что СанПиН 2.1.3684-21 относит отходы 1 - 4 классов опасности к классу Г, то получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, является необходимым условием осуществления лицензируемых видов деятельности в соответствии со ст. 9 Закона об отходах производства и потребления, Закона о лицензировании, п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании.
На основании приведенных норм следует, что лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов класса А, Б, В действующим законодательством не закреплено.
Извещение о проведении закупки не содержит информации о закупке услуг по обращению с медицинскими отходами класса Г.
Кроме того, согласно сноскам к разделу 2 Описания объекта закупки, при исполнении контракта не применяются положения раздела 2 в отношении классов медицинских отходов, не указанных в Таблице 1 Технического задания.
При этом, в Техническом задании не указаны услуги по обращению с медицинскими отходами класса Г.
Таким образом, Заказчиком правомерно не установлено требование о наличии лицензии на медицинские отходы, указанные в извещении, которые не отнесены к 1-4 классам опасности. Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Комиссия Удмуртского УФАС России оценив доводы Заявителя, не выявила нарушений требований Закона о контрактной системе в отношении Заказчика и уполномоченного учреждения, доводы жалобы не нашли своего подтверждения, жалоба признана необоснованной.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭКОЛАЙН+" на положения извещения при проведении электронного аукциона "N зз-0016-24545-2024 Оказание услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "А", "Б", "В" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124009310) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 июня 2024 г. N 018/06/106-487/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024