Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Заявителя ООО ПО "Фотон Флай" на положения извещения электронного аукциона Nзз-0014-13481-2024 "Светильник операционный" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124009899, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии 24.06.2024 посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заявителя ООО ПО "Фотон Флай" <_> (доверенность от 20.12.2023 N23),
представителей Заказчика БУЗ УР "Глазовская МБ МЗ УР" <_> (доверенность от21.06.2024 N112), <_> (доверенность от 21.06.2024 N113), <_> (доверенность от 21.06.2024 N111), <_> (доверенность от 04.07.2023 N108),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение) <_> (доверенность от 17.06.2024 N25-юр),
на заседании Комиссии 25.06.2024 посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заявителя ООО ПО "Фотон Флай" <_> (доверенность от 20.12.2023 N23),
представителей Заказчика БУЗ УР "Глазовская МБ МЗ УР" <_> (доверенность от 04.07.2023 N108),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение) <_> (доверенность от 17.06.2024 N25-юр),
УСТАНОВИЛА:
18.06.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба Заявителя на положения извещения электронного аукциона.
Согласно жалобе, Заказчиком неправомерно не применена позиция КТРУ - 32.50.50.190-00002657, поскольку указанный в извещении код ОКПД2 - 32.50.50.190 входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878). Кроме того, Заказчик неправомерно использовал дополнительные характеристик товара, помимо указанных в позиции КТРУ.
14.06.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 17 502 650,00 рублей.
24.06.2024- дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов от 25.06.2024 на участие в закупке было подано три заявки, соответствующие требованиям извещения. Победителем признано ООО "Медикор Групп".
Согласно пояснениям Заказчика, описание товара было произведено в соответствии с требованиями ГОСТ Р56128-2014 исходя из потребности Заказчика в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. При этом, указанная Заявителем позиция КТРУ - 32.50.50.190-00002657 не отвечает потребности Заказчика, поскольку содержит лишь один блок освещения, не позволяет описать второй блок, необходимый Заказчику. Таким образом, ввиду отсутствия в КТРУ соответствующей позиции в отношении закупаемого товара - светильников операционных, Заказчик обоснованно осуществил описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе и применил соответствующий код ОКПД2.
Представитель уполномоченного учреждения на заседании Комиссии поддержал доводы Заказчика и пояснил, что при анализе имеющихся позиций КТРУ на светильники операционные, в том числе позиции 32.50.50.190-00002657, определено, что в совокупности параметров, установленных в описании объекта закупки, невозможно применение ни одной из имеющихся позиций КТРУ, в связи с чем Заказчиком сформировано описание объекта закупки в соответствии с п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Рассмотрев жалобу, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также информацию из открытых источников, комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Извещением установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки выступает поставка светильника операционного.
Заказчик при формировании извещения указал код ОКПД2 - 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
При этом, проанализировав наличие к указанному коду ОКПД2 соответствующих позиций КТРУ, Комиссия установила, что в каталоге присутствуют позиции, например, такие как: 32.50.50.190-00002657, 32.50.50.190-00002656, 32.50.50.190-00002658, 32.50.50.190-00002659 и др. на светильники операционные с количеством световых блоков от 1 до 3 на выбор Заказчика.
Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 24.01.2022 N24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиками подлежат применению включенные в позицию каталога наименование и описание (содержащее характеристики) товаров, работ, услуг.
Кроме того, классифицирование товаров в каталоге по КТРУ направлено на унификацию характеристик товаров и преследует цель рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечение доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов, а также обеспечение конкурентных условий ее проведения
При этом, указание уполномоченного учреждения и Заказчика на правомерное применение п. 7 Правил N145 отклоняется Комиссией, поскольку по смыслу п. 7 Правил N145 его применение обусловлено отсутствием в каталоге закупаемого товара как такового.
Таким образом, учитывая установленные Заказчиком ограничения допуска по Постановлению N878, а также наличие в каталоге соответствующих позиций товара, подпадающих под объект закупки Заказчика, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком, уполномоченным учреждением ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Однако, учитывая, что на участие в закупке было подано три заявки, при этом экономия бюджетных средств от НМЦК составила 1 225 185,5 рублей, и Заявитель в свою очередь является поставщиком, а не производителем какого-либо товара, то есть у Заявителя есть возможность предложить к поставке товар, отвечающий потребности Заказчика, и указанное нарушение не повлекло к нарушению прав Заявителя как потенциального участника, обладающего возможностью подать соответствующую заявку на оспариваемый аукцион, Комиссия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания.
2. Кроме того, Заявителем на заседании комиссии было указано на то, что описание объекта закупки соответствует лишь одному производителю товара ЗАО "ЭМА", Россия.
Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Опровергая указанный довод Заявителя, Комиссия установила, что согласно итоговому протоколу от 25.06.2024 NИЭА1 на участие в закупке было подано три заявки, признанные соответствующими требованиям извещения. При этом, участниками был предложен товар двух производителей - ЗАО "ЭМА", Россия и ООО "Аксима", Россия.
Кроме того, Заказчиком в материалы дела представлена сравнительная таблица, а также письмо производителя ООО "Аксима", подтверждающие соответствие товара двум указанным производителям, что не свидетельствует об ограничении конкуренции по смыслу норм Закона о контрактной системе.
3. Заявитель также указал, что инструкция по заполнению заявки не позволяет корректно подать заявку, поскольку не содержит указаний на порядок заполнения характеристик.
Комиссия Удмуртского УФАС России оценивая указанный довод, пришла к следующим выводам.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В приложении N3 к извещению о проведении аукциона содержится инструкция по заполнению заявки,
В соответствии с пп. 1 п. 2 Инструкции Информация о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, в части характеристик, указанных в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС (в структурированном виде), о наименовании страны происхождения товара, о товарном знаке (при наличии у товара товарного знака) формируется исключительно с использованием электронной площадки в структурированном виде, с помощью ее программно-аппаратных средств (пункт 31 постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656).
При этом, функционал электронной площадки предоставляет участнику закупки инструкцию по заполнению характеристик в заявке.
Участник закупки указывает лишь те характеристики товара, которые могут изменяться участником закупки с учетом заданного интервального значения (больше или равно), остальные характеристики не могут изменяться участником закупки, и выгружаются в структурированную форму заявки автоматически с учетом описания объекта закупки Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя о том, что инструкция не содержит указаний на порядок заполнения характеристик, отклоняется Комиссией, поскольку указание характеристик в заявке устанавливается ЕИС, и формируется также на электронной площадке в структурированной форме. Кроме того, поданные заявки участниками закупки были сформированы на электронной площадке с характеристиками товара, согласно описанию объекта закупи, каких-либо препятствий при формирования заявки участников не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частями 1, 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПО "Фотон Флай" на положения извещения электронного аукциона Nзз-0014-13481-2024 "Светильник операционный" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124009899) обоснованной в части довода о не применении позиции КТРУ.
2. Признать в действиях Заказчика БУЗ УР "Глазовская МБ МЗ УР", уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику БУЗ УР "Глазовская МБ МЗ УР", уполномоченному учреждению ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностного лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25 июня 2024 г. N 018/06/106-510/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024