Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.06.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * В.С. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * О.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * К.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "АльфаГрупп" (далее - Заявитель, Общество) * Т.Е. (доверенность N1 от 29.01.2024 г.),
при участии представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа (далее - Заказчик) * Д.С. (доверенность от 09.01.2024);
рассмотрев в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300095224000072 "Выполнение работ по обрезке зеленых насаждений, сухостоев, удаление поросли на улично-дорожной сети", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 17 июня 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п. 18 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (Далее - Постановление Правительства N2571).
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 11 июня 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по обрезке зеленых насаждений, сухостоев, удаление поросли на улично-дорожной сети", извещение N 0134300095224000072 (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 691 165,35 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок 19.06.2024 09:00 (МСК+5).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2024 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 116806611.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства N2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N2571.
Пунктом 18 Постановлениея Правительства N2571установлены дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства N2571 определено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно извещению об осуществлении закупки, предметом закупки являются работы по обрезке зеленых насаждений, сухостоев, удаление поросли на улично-дорожной сети, и начальная (максимальная) цена контракта составляет более 5 млн. рублей.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки.
"Требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию"
Согласно требованиям пункта 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 257-ФЗ, классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, установлены приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402).
Раздел IV Приказа N 402 содержит Классификацию работ по содержанию автомобильных дорог, в которые в том числе входят следующие работы:
6. В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят:
4) по элементам обустройства автомобильных дорог:
д) освобождение проезжей части и земляного полотна от объектов, препятствующих проезду транспортных средств, уборка места дорожно-транспортного происшествия, проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации движения;
8. В состав работ по озеленению входят:
1) уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, борьба с вредителями и болезнями растений, подсадка деревьев и кустарников.
Согласно Приложению N 1 к извещению "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на выполнение работ по обрезке зеленых насаждений, сухостоев, удаление поросли на улично-дорожной сети" необходимо выполнить в том числе следующие работы:
Обрезка деревьев:
Формовочная обрезка проводится с целью:
- изменения характера роста, в т. ч. поднятия кроны или ограничения высоты растений в случаях: произрастание вблизи воздушных коммуникаций (провода различных напряжений); затенения окон зданий; обеспечения зон ("треугольников") видимости пешеходных переходов и дорожных знаков; восстановления правильной формы деревьев и кустарников, прошедших ранее глубокую санитарную и омолаживающую обрезку.
Санитарная обрезка, удаление поросли:
Санитарная обрезка кроны деревьев направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Также санитарная обрезка выполняется в целях прореживания кроны, что стимулирует рост молодых ветвей и способствует оздоровлению всего растения. Обязательному удалению подлежат побеги, отходящие от центрального ствола под острым углом вверх (т.е. прижимающиеся к стволу) или отходящие под острым углом вниз (нависающие). Обрезке подлежат большие тяжелые ветви в случае нависания их над проездами,
Таким образом, Работы по обрезке зеленых насаждений, сухостоев, удаление поросли на улично-дорожной сети, относятся к разделу IV указанного выше Приказа и являются работами по содержанию автомобильных дорог.
С связи с чем, комиссия приходит к выводу о правомерности действий заказчика по установлению дополнительных требований к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АльфаГрупп" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024