Резолютивная часть решения объявлена 25.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25.06.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителя Сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского-перерабатывающего кооператива "Лидер" (далее - СССППК "Лидер", участник закупки, победитель) <_>,
в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (далее - Заказчик);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского-перерабатывающего кооператива "Лидер" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Прочая закупка товаров, работ и услуг (минеральные удобрения)", извещение N0834400000624000020, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 18 июня 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении СССППК "Лидер" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что СССППК "Лидер" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд N2-2024/40/020 от 16 апреля 2024 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации в отношении СССППК "Лидер" в Реестр.
СССППК "Лидер" представлены письменные объяснения, в которых указано, что победителем предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению победителя, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 27 марта 2024 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Извещение N0834400000624000020 о проведении электронного аукциона "Прочая закупка товаров, работ и услуг (минеральные удобрения)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 312 500 рублей 00 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2024 NИЭА1 победителем данной закупки СССППК "Лидер" (единственный участник аукциона).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 16 апреля 2024 года между Заказчиком и СССППК "Лидер" заключен государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд N2-2024/40/020 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта по условиям Контракта Поставщик обязуется передать в собственность минеральные удобрения (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно спецификации (Приложение N1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (прочая закупка товаров, работ и услуг).
Согласно Приложение N1 к Государственному контракту "Спецификация" срок поставки товара в течении 10 рабочих дней с момента заключения государственного контракта.
Таким образом, СССППК "Лидер" необходимо было поставить минеральные удобрения, предусмотренные Спецификацией (приложение N1 к Контракту) в срок до 02 мая 2024 года.
Из представленных документов следует, что СССППК "Лидер" в установленный срок поставка товара не была осуществлена.
17 мая 2024 года во исполнение контракта между АО "Облагроснаб" и СССППК "Лидер" заключен договор поставки N769/24-АМ от 17.05.2024 г., а также выписан Счет NЦБ-769 от 17.05.2024 г.
20 мая 2024 года СССППК "Лидер" был закуплен товар во исполнение контракта, что подтверждается платёжным поручением N96 от 20.05.2024 г. и платёжным поручением N 97 от 20.05.2024 г.
20 мая 2024 года СССППК "Лидер" в адрес Заказчика было направлено письмо б/н о поставки товара в адрес Заказчика.
21 мая 2024 года СССППК "Лидер" в адрес Заказчика направлено возражение на решение об одностороннем отказе, согласно которому следует, что по состоянию на 21 мая 2024 года Заказчиком не обеспечен доступ на территорию ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Иркутской области. Также в указанном письме СССППК "Лидер" сообщает, что условиями Контракта не предусмотрен конкретный адрес, что послужило возникновению просрочки при поставке товара.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 523 Гражданского Кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях (часть 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ):
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки.
На основании вышеназванного 20 мая 2024 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением СССППК "Лидер" обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 20 мая 2024 года, что считается надлежащим уведомлением СССППК "Лидер" о расторжении с индивидуальным предпринимателем Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 31 мая 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
17 мая 2024 года во исполнение контракта между АО "Облагроснаб" и СССППК "Лидер" заключен договор поставки N769/24-АМ от 17.05.2024 г., а также выписан Счет NЦБ-769 от 17.05.2024 г.
20 мая 2024 года СССППК "Лидер" был закуплен товар во исполнение контракта, что подтверждается платёжным поручением N96 от 20.05.2024 г. и платёжным поручением N 97 от 20.05.2024 г.
20 мая 2024 года СССППК "Лидер" в адрес Заказчика было направлено письмо б/н о поставки товара в адрес Заказчика.
Анализ материалов данного дела показал, что СССППК "Лидер" были предприняты все возможные меры для исполнения условий Контракта в срок, однако поставка товара в установленные Контрактом сроки не была осуществлена, в связи с тем, что условиями государственного Контракта не предусмотрен конкретный адрес поставки товара.
Учитывая вышеизложенное, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий СССППК "Лидер" на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях СССППК "Лидер" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения, представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности СССППК "Лидер".
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что СССППК "Лидер" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако Комиссия полагает, что победителем предпринимались попытки к поставке товара, соответствующего требованиям Контракта, что не может свидетельствовать о недобросовестности СССППК "Лидер".
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности СССППК "Лидер" в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому СССППК "Лидер" исполнено более 19 контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности СССППК "Лидер", как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков СССППК "Лидер", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность СССППК "Лидер", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Сельскохозяйственный Снабженческо-сбытовой потребительско-перерабатывающий кооператив "лидер", <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения, представленные заказчиком в отношении лица, имеющем право без доверенности действовать от имени Сельскохозяйственный Снабженческо-сбытовой потребительско-перерабатывающий кооператив "лидер" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Направить копии решения сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
|
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024