Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе: * - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии, * - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, * - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии, посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-00, в присутствии представителей:
- заказчика в лице Администрации городского округа "город Лесной" - * (доверенность N 23 от 17.06.2024 г.), - заявителя в лице ООО "Архитектурно-проектный офис" - * (доверенность б/н от 19.06.2024 г.), рассмотрев жалобу ООО "Архитектурно-проектный офис" (вх. N 12370-ЭП/24 от 13.06.2024) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа "город Лесной", при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект благоустройства: "Территория между Домом творчества и досуга "Юность", парком аттракционов и терапевтическим отделением ("Территория юности")" в городском округе "Город Лесной" Свердловской области (извещение N0162300029524000005) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Архитектурно-проектный офис" (вх. N 12370-ЭП/24 от 13.06.2024) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа "город Лесной", при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект благоустройства: "Территория между Домом творчества и досуга "Юность", парком аттракционов и терапевтическим отделением ("Территория юности")" в городском округе "Город Лесной" Свердловской области (извещение N0162300029524000005), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе. В своей жалобе заявитель указал, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе. Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Заслушав позицию представителя заказчика, заинтересованного лица, проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам. По первому доводу жалобы, Комиссия
установила
следующее: 28.05.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 28.05.2024 N0162300029524000005 на оказание услуг по разработке проектно- сметной документации на объект благоустройства: "Территория между Домом творчества и досуга "Юность", парком аттракционов и терапевтическим отделением ("Территория юности")" в городском округе "Город Лесной" Свердловской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 000 000,00 рублей. 2 В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Зак она о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 31 За кона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Указанные дополнительные требования установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2571).
Пунктом 3 постановления Правительства РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, 3 если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
На основании позиции 6 Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571, наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Документами, подтверждающими наличие требуемого опыта, предусмотренного настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Извещением электронного аукциона установлено, что наименованием объекта закупки является: "Оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект благоустройства: "Территория между Домом творчества и досуга "Юность", парком аттракционов и терапевтическим отделением ("Территория юности")" в городском округе "Город Лесной" Свердловской области" Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 000 000,00 рублей. Исходя из содержания жалобы, заказчик не
установил
дополнительные требования к наличию у участников закупки опыта согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, несмотря на то обстоятельство, что наименование закупаемых работ содержится в перечне Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571.
Комиссия, изучив извещение электронного аукциона, установила, что перечень работ, представляющий собой объект закупки, относится к работам, содержащимся в позиции 6 Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571.
На основании вышеизложенного следует, что заказчик, по разработке проектно-сметной документации, не
установил
в извещении электронного аукциона дополнительные требования к участникам в виде наличия опыта выполнения соответствующего вида работ в соответствии с позицией 6 перечня приложения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 2571, что является нарушением п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе. В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. По второму доводу жалобы, Комиссия
установила
следующее: В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии, в том числе:
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждены правила оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила). 4 Согласно п. 3 Правил для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки, в том числе:
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 24 Правил для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки, в том числе: общая цена исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно пп. "е" п. 20 Правил если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул: в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и пред Х установлено предельное максимальное значение ( max ) характеристики объекта закупки, - по формуле: 100 БХ = Х - Х x ; i i min \x{f029} пред Х - Х max min Согласно пп. "б" п. 30 Постановление Правительства N2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются: 5 перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации). Заказчиком в п. 2 приложении N4 к извещению о проведении электронного конкурса установлен, в том числе, критерий оценки заявок участников закупки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и детализирующий показатель оценки по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта":
- общая цена исполненных участником закупки договоров. Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения. Предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком, равное 400 000 000 (Четыреста миллионов) рублей. Комиссия установила, что Заказчиком в п. 2 приложения N 4 к извещению в порядке оценки детализирующего показателя "общая цена исполненных участником закупки договоров" установлено предельное значение в размере 400 000 000 рублей. На заседании Комиссии представители заказчика не представили обоснованной позиции о необходимости указанного выше размера предельного значения. Комиссией установлено, что предельное значение превышает начальную (максимальную) цену контракта более чем в 20 раз. У Комиссии отсутствует основание полагать, что отсутствие у участника закупки опыта исполнения контрактов на сумму 400 000 000 рублей будет свидетельствовать о худшем исполнении условий контракта.
Таким образом, определенный заказчиком в извещении порядок оценки заявок по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" не позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения контракта. Данные действия Заказчика нарушают п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ. Кроме того, заказчиком в п. 2 приложении N4 к извещению о проведении электронного конкурса установлен, в том числе, критерий оценки заявок участников закупки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", детализирующий показатель "Характеристика квалификации участников закупки N 1 (Главный инженер)" и следующий порядок оценки к нему: 100 баллов присваивается заявке, содержащей предложение о наличии у участника конкурса дипломированного специалиста (главного инженера), имеющего высшее образование по направлению подготовки, специальности в области строительства (в соотв. с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 ноября 2020 г. N 672/пр), опыт практической работы свыше 20 лет в области строительства или архитектуры. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе сведений по данному показателю и/или документов, подтверждающих такие сведения, участник конкурса получает 0 (ноль) баллов по данному показателю. На заседании Комиссии представители заказчика не представили обоснованной позиции о необходимости указанного опыт практической работы специалиста. 6 Правилами не предусмотрено предъявление заказчиком в порядке оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" требований к опыту работы специалистов.
Таким образом, определенный заказчиком в извещении порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки N 1 (Главный инженер)" не позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения контракта, не соответствует Правилам Данные действия Заказчика нарушают п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Архитектурное-проектный офис" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа "город Лесной" выявлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 4, 5 ст. 31, п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику Администрации городского округа "город Лесной", закупочной комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение в единой информационной системе по закупке N 0162300029524000005 с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу:
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения 2024 г. в . Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * * 7 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/106-2098/2024 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе г. Екатеринбург 19.06.2024 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе: * - заместителя начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии, * - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, * - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии, на основании своего решения N 066/06/106-2098/2024 от 19.06.2024 г., в соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации городского округа "город Лесной", закупочной комиссии в срок до 22 июля 2024 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/106-2098/2024 от 19.06.2024 г., (извещение N 0162300029524000005) путем отзыва карточки контракта (в случае ее направления), отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации городского округа "город Лесной" в срок до 26 июля 2024 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru. Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность. Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2024 г. N 066/06/106-2098/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024