Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: *, рассмотрев заявление заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Уральский авиационный поисково-спасательный центр" (вх. N 12655-ЭП/24 от 17.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АвтоМикс", победителе закупки в форме запроса котировок в электронной форме на выполнение технического обслуживания и текущего ремонта автотранспортных средств Салехардской ФКУ "Уральский АПСЦ" с заменой и установкой новых запасных частей Исполнителя (извещение N 0362100016624000029), в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), постановления Правительства от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - постановление Правительства от 01.10.2020 N 1576), ст. 99 Закона о контрактной системе посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-00 при участии представителей:
-- заинтересованного лица ООО "АвтоМикс" - * -- в отсутствие представителей заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Уральский авиационный поисково-спасательный центр", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Уральский авиационный поисково- спасательный центр" (вх. N 12655-ЭП/24 от 17.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АвтоМикс", победителе закупки в форме запроса котировок в электронной форме на выполнение технического обслуживания и текущего ремонта автотранспортных средств Салехардской ФКУ "Уральский АПСЦ" с заменой и установкой новых запасных частей Исполнителя (извещение N 0362100016624000029).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заслушав доводы представитей заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам. 2 31.05.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0362100016624000029 на выполнение технического обслуживания и текущего ремонта автотранспортных средств Салехардской ФКУ "Уральский АПСЦ" с заменой и установкой новых запасных частей Исполнителя. Начальная (максимальная) цена контракта составила 139 876, 67 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.06.2024 NИЗК1 ООО "АвтоМикс" было признано победителем запроса котировок в электронной форме N 0362100016624000029 на выполнение технического обслуживания и текущего ремонта автотранспортных средств Салехардской ФКУ "Уральский АПСЦ" с заменой и установкой новых запасных частей Исполнителя. Указанный протокол размещен в единой информационной системе в сфере закупок 11.06.2024 г.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). 13.06.2024 г. заказчик направил на подпись проект контракта победителю запроса котировок в электронной форме ООО "АвтоМикс", посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
На основании п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части. Участник закупки подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) (п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе). Регламентированный срок для подписания контракта со стороны победителя - 14.06.2024 г. В рамках регламентированного срока заказчику через оператора электронной площадки и посредством функционала Единой информационной системы ООО "АвтоМикс" не был направлен подписанный проект контракта, не предоставлено обеспечение исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3 3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
На основании изложенного заказчиком был составлен и размещен в единой информационной системе протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 17.06.2024 г. N ППУ20 1, с указанием факта, являющего основанием для признания ООО "АвтоМикс" уклонившимся от заключения контракта. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе). Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона. На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица пояснил, что ООО "АвтоМикс" не имело намерения уклоняться от заключения контракта. Основанием неподписания проекта контракта со стороны победителя закупки послужила протечка батареи 12.06.2024 г. в офисном помещении ООО "АвтоМикс", расположенном по адресу:
г. Салехард, ул. Объездная, 46А, в кабинете с компьютерным оборудованием, настроенным на подписание документации по закупкам. В связи с тем, что 12.06.2024 г. был нерабочим праздничным днем, своевременно ликвидировать последствия аварии не удалось, в следствие чего пострадала указанная компьютерная техника и сетевое подключение к сети "Интернет" (Акт технического расследования причин аварии от 13.06.2024 г.). 14.06.2024 г. ООО "АвтоМикс" уведомило Заказчика о возникших, непредвиденных обстоятельствах, и невозможности подписать Контракт в электронной форме, до устранения указанных обстоятельств. Одновременно с уведомлением был направлен подписанный Контракт на бумажном носителе, как подтверждение готовности ООО "АвтоМикс" подписать Контракт в установленный законом срок (письмо N 20 от 14.06.2024 г.). Восстановить работоспособность компьютерного оборудования в срок до 14.06.2024, включительно не удалось, в связи с особенностями проведения ремонтных работ и закупкой оборудования. 17.06.2024 г. работоспособность компьютерного оборудования была восстановлена, а также было подано обращение в службу технической поддержки электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" с просьбой о продлении срока подписания Контракта. Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с 4 этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-Пи от 21.11.2002 N 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По обстоятельствам дела Комиссия приходит к выводу, что ООО "Автомикс" были приняты действия, направленные на заключение контракта, в действиях заинтересованного лица не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта, а также не усматривает недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением N 1576 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "Автомикс" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Уральский авиационный поисково-спасательный центр", закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Федерального казенного учреждения "Уральский авиационный поисково- спасательный центр", закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 июня 2024 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024