Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе: *, *, *, рассмотрев заявление заказчика в лице МБУ "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок" (вх. N 12785-ЭП/24 от 18.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РЕГИОН РЕСУРС", исполнителе по контракту N 490 от 21.11.2023 г. на предоставление персонала (дорожный рабочий) для оказания услуг по ручной уборке объектов улично-дорожной сети и элементов внешнего благоустройства, находящихся на них, на территории Октябрьского района города Екатеринбурга для Муниципального бюджетного учреждения "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок" (извещение N 0162300005323002064), в части соблюдения требований ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства N 1078), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - постановление Правительства N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12 часов 00 минут при участии представителей:
- заказчика в лице МБУ "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок" - *, - заинтересованного лица Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга - *, - заинтересованного лица ООО "РЕГИОН РЕСУРС" - *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице МБУ "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок" (вх. N 12785-ЭП/24 от 18.06.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РЕГИОН РЕСУРС", исполнителе по контракту N 490 от 21.11.2023 г. на предоставление персонала (дорожный рабочий) для оказания услуг по ручной уборке объектов улично-дорожной сети и элементов внешнего благоустройства, находящихся на них, на территории Октябрьского района города Екатеринбурга для Муниципального бюджетного учреждения "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок" (извещение N 0162300005323002064).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99,104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам. 01.11.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на предоставление персонала (дорожный рабочий) для оказания услуг по ручной 2 уборке объектов улично-дорожной сети и элементов внешнего благоустройства, находящихся на них, на территории Октябрьского района города Екатеринбурга для Муниципального бюджетного учреждения "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок" (извещение N 0162300005323002064).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 625 000,00 рублей. Контракт N 490 от 21.11.2023 г. (далее - Контракт) на предоставление персонала (дорожный рабочий) для оказания услуг по ручной уборке объектов улично-дорожной сети и элементов внешнего благоустройства, находящихся на них, на территории Октябрьского района города Екатеринбурга для Муниципального бюджетного учреждения "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок" был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством.
Дата заключения контракта - 21.11.2023 г.
Согласно п. 1.1 Контракта, исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по предоставлению персонала (дорожный рабочий) для оказания услуг по ручной уборке объектов улично- дорожной сети и элементов внешнего благоустройства, находящихся на них, на территории Октябрьского района города Екатеринбурга для Муниципального бюджетного учреждения "Октябрьский дорожно- эксплуатационный участок" (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
На основании п. 2.1 Контракта, срок оказания услуг по настоящему Контракту: с 25.12.2023 по 30.06.2024 г.
В силу п. 3.1 Контракта, заказчик оплачивает Исполнителю за оказанные услуги по Контракту в размере 7 625 000 (Семь миллионов шестьсот двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек в т.ч. НДС в размере 1 270 833 рубля 33 копейки.
В соответствии с п. 4.1 Контракта, заказчик обязуется:
1) в соответствии с установленным лимитом бюджетных обязательств, объемом затрат и ценой услуг, оплатить оказанные услуги Исполнителю за счет средств бюджетного учреждения;
2) осуществлять контроль за ходом и качеством оказываемых услуг, соблюдением сроков их выполнения, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя.
3) нести иные обязанности в соответствии с настоящим Контрактом и законодательством Российской Федерации.
На основании п. 4.2 Контракта, исполнитель обязуется:
1) надлежащим образом оказать услуги в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и расчетом стоимости услуг (Приложение N 2 к Контракту);
2) исполнять полученные в ходе оказания услуг указания Заказчика, если такие указания не противоречат условиям Контракта и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя;
3) сформировать документ о приемке в единой информационной системе и направить Заказчику. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью;
4) в случае невозможности исполнения обязательств по настоящему Контракту незамедлительно информировать Заказчика.
5) нести иные обязанности в соответствии с настоящим Контрактом и законодательством Российской Федерации.
На основании п. 7.2 Контракта, заказчик осуществляет оперативный контроль качества, объемов и видов оказываемых Исполнителем услуг в соответствии с Контрактом. При выявлении нарушений в ходе оперативного контроля Заказчиком составляются акты осмотра. Акт осмотра направляется Исполнителю в течение 1 рабочего дня, следующими средствами связи: сотовый телефон и/или электронная почта. Исполнитель обязан устранить выявленные недостатки за свой счет в сроки, установленные Заказчиком в акте осмотра.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения 3 данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно п. 8.1 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В случае просрочки исполнения обязательства одной из сторон Контракта более чем на 10 дней другая сторона вправе расторгнуть настоящий контракт в одностороннем порядке, уведомив в течении 3 рабочих дней. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 07.06.2024 г. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 07.06.2024 г. Датой надлежащего уведомления считается 07.06.2024 г.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку надлежащее уведомление Исполнителя о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 18.06.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство 4 предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято на основании факта ненадлежащего выполнения исполнителем обязательств по контракту. В частности, в результате осуществления заказчиком предусмотренного п. 7.2 Контракта оперативного контроля качества, объемов и видов оказываемых исполнителем услуг, было установлено, что услуги оказываются не в соответствии с заявками заказчика, что привело к несоответствию результата оказанных исполнителем услуг условиям Контракта. Представитель заказчика указал, что в адрес исполнителя были направлены 19 заявок на выполнение работ (N 146 от 17.05.2024 г., N 147 от 17.05.2024 г., N 148 от 17.05.2024 г., N 149 от 17.05.2024 г., N 150 от 20.05.2024 г., N 151 от 21.05.2024 г., N 152 от 22.05.2024 г., N 153 от 23.05.2024 г., N 154 от 23.05.2024 г., N 155 от 23.05.2024 г., N 156 от 27.05.2024 г., N 157 от 27.05.2024 г., N 158 от 28.05.2024 г., N 159 от 29.05.2024 г., N 160 от 30.05.2024 г., N 161 от 30.05.2024 г., N 162 от 30.05.2024 г., N 163 от 31.05.2024 г., N 164 от 31.05.2024 г.), в которых содержались требования к количеству персонала, к наличию необходимого инвентаря, также в заявках были указаны время начала и окончания работ.
Согласно представленным ведомостям учета персонала на выполнение работ по заявкам регулярно направлялось меньшее количество персонала, график выполнения работ не соблюдался.
Также, представитель заказчика на заседании Комиссии представил акты неисполнения в полном объеме заявок. Кроме того, представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в результате ненадлежащего выполнения исполнителем по контракту заявок не был убран мусор и не были очищены урны, что подтверждается представленными на заседание Комиссии фотоматериалами. На заседание Комиссии представлены письма от МКУ "Служба заказчика Октябрьского района города Екатеринбурга" в адрес заказчика (исх. N 1369 от 22.05.2024 г., исх. N 1368 от 22.05.2024 г., исх. N 1377 от 23.05.2024 г., исх. N 1444 от 03.06.2024 г., исх. N 1463 от 05.06.2024 г., исх. N 1505 от 13.06.2024 г., исх. N 1508/1 от 13.06.2024 г., исх. N 1519 от 17.06.2024 г., исх. N 1528 от 18.06.2024 г.) с просьбой принять меры по очистке урн и уборке территории. На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица ООО "РЕГИОН РЕСУРС" пояснил, что направленные заказчиком заявки на выполнение работ содержали в себе нарушения правил внутреннего трудового распорядка ООО "РЕГИОН РЕСУРС".
Также, представитель заинтересованного лица пояснил, что заказчик препятствовал выполнению обязательств по контракту, что выразилось в предоставлении неисправного и неработоспособного оборудования (травокосилок), о чем исполнителем были составлены акты фиксации неисполнения контракта заказчиком. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что направленные заказчиком заявки содержали требование к выполнению работ по уборке мусора и очистке урн, для чего не требовалось оборудование в виде травокосилок. Относительно позиции заинтересованного лица о нарушении заказчиком правил внутреннего трудового распорядка ООО "РЕГИОН РЕСУРС", Комиссия поясняет, что в соответствии с п. 7.2 Приложения N 1 к Контракту, заказчик предусматривает оказание услуг круглосуточно, в выходные и праздничные дни, в летний и зимний периоды.
В силу п. 8.3 Приложения N 1 к Контракту, трудовым договором между Исполнителем и работником должна быть предусмотрена обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, действующим у Заказчика, а также соответствующей должностной инструкции, действующей у Заказчика для штатной единицы (для ознакомления экземпляры указанных документов направляются Заказчиком Исполнителю после заключения Контракта). В случае противоречия положений локального нормативного акта, должностной инструкции, 5 действующих у Исполнителя, и локального нормативного акта, должностной инструкции, действующих у Заказчика, в целях выполнения настоящего пункта применению подлежит локальный нормативный акт, должностная инструкция, действующие у Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что направленные исполнителем по контракту для оказания услуг сотрудники должны подчиняться правилам трудового распорядка, действующим у заказчика.
В силу ст. 2 ГК РФ, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссией не установлено оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений об ООО "РЕГИОН РЕСУРС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, в действиях ООО "РЕГИОН РЕСУРС", исполнителе по контракту N 490 от 21.11.2023 г. на предоставление персонала (дорожный рабочий) для оказания услуг по ручной уборке объектов улично-дорожной сети и элементов внешнего благоустройства, находящихся на них, на территории Октябрьского района города Екатеринбурга для Муниципального бюджетного учреждения "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок" Комиссия не усматривает добросовестного поведения. Принимая указанное решение, Комиссия учитывала тот факт, что объектом закупки является ручная уборка объектов улично-дорожной сети и элементов внешнего благоустройства, что относится к социально значимым объектам муниципального образования "город Екатеринбург" на основании п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 6 N 1576, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок.
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ООО "РЕГИОН РЕСУРС" (ИНН * /КПП *) (*), а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, учредителе * (ИНН *) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице МБУ "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице МБУ "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок", уполномоченному органу в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * * Члены Комиссии *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 июня 2024 г. N РНП-066/06/104-2130/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024