рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "Партнеры здоровья" (вх. N6295/ж от 13.06.2024 г.) на действия заказчика ГАУЗ "РКПБ ИМ. АКАД. В.М. БЕХТЕРЕВА" при проведении закупки N0711200014924000075 на предмет: "Поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая для нужд ГАУЗ "РКПБ им. акад. В. М. Бехтерева" в 2024 году",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200014924000075 на предмет: "Поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая для нужд ГАУЗ "РКПБ им. акад. В. М. Бехтерева" в 2024 году" размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 06.06.2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 370 000,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, были представлены письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о соответствии закупаемой продукции единственному производителю исходя из установленных показателей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию диагностической цифровой передвижной рентгеновской системы общего назначения для нужд ГАУЗ "РКПБ им. акад. В. М. Бехтерева".
Согласно доводам жалобы совокупность технических характеристик закупаемого оборудования свидетельствует о том, что требованиям описания объекта закупки соответствует продукция конкретной марки "Р-500 "Мобикомпакт" производства АО "МТЛ" (Россия).
Из представленных пояснений заказчика следовало, что все указанные требования и показатели к закупаемым товарам имеют обоснование. Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, обусловлена спецификой применения товара и составлена таким образом, чтобы товар, который будет поставлен, полностью соответствовал текущим потребностями заказчика и нуждам конечных пользователей товара.
Комиссия отмечает, что при участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции. Соответственно, учитывая, что показатели необходимой продукции становятся известными только при размещении соответствующей закупки с устанавливаемыми в документации требованиями, участник только при изучении документации может сделать вывод о возможности осуществления поставки нужного товара и согласиться с устанавливаемыми условиями заказчика.
Правила описания объекта закупки определены статьей 33 Закона о контрактной системе. Частью 2 указанной статьи установлено, что извещение о закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении.
При этом Комиссия отмечает, что включение в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе анализа технического задания заказчика, представленных Заказчиком документов, установлено, что из совокупности установленных технических характеристик закупаемой рентгеновской системы, в действительности, требованиям соответствует товар единственного производства АО "МТЛ".
Кроме того, из содержания имеющихся коммерческих предложений следовало условие возможности поставки единственного производителя АО "МТЛ".
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлены подтверждения того, что требованиям, установленным в техническом задании в части закупаемого оборудования соответствуют товары, как минимум двух производителей.
Так, в ходе анализа и проверки представленных Заказчиком контрактов, в соответствии с которыми, по мнению Заказчика, осуществлялась поставка рентгеновского оборудования согласно коду КТРУ 26.60.11.113-00000115 с аналогичными характеристиками иных производителей ("РАПИКС" производства ЗАО "АЗРТ", "РЕНЕКС", "ПАРУС" производства ООО "Севкаврентген-Д", АПР-"ОКО" производства АО "НИПК "Электрон") Комиссией установлено, что в указанных видах рентгеновского оборудования иных производителей по характеристике "Отсеивающий растр" предусматривалось значение показателя "Нет", "Неважно", тогда как в настоящей закупке Заказчиком было установлено значение по указанной характеристике "Да", что значило обязательное наличие указанного показателя в закупаемом оборудовании Заказчиком.
Следовательно, представленные Заказчиком в обоснование имеющиеся аналоги не соответствовали закупаемому оборудованию в части наличия отсеивающего растра.
Таким образом, заказчиком не была доказана возможность поставки и наличия на рынке иных отечественных производителей, отвечающих установленным потребностям (показателям и характеристикам) Заказчика в полном объеме.
Кроме того, на участие в закупке была подана 1 заявка, снижение от начальной максимальной цены контракта отсутствует.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, заказчик, установив требования к характеристикам товара закупаемого рентгеновского оборудования, которые соответствуют одному производителю, ограничил доступ для участия в закупке лицам, желающим поставить товар иного производителя.
Учитывая, что заказчик не представил доказательств, подтверждающих, что установленные технические характеристики товара соответствуют продукции иных производителей, в том числе не указал наименования конкретных моделей производителей, Комиссия приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, установленные Заказчиком в техническом задании, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования статей 6, 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, с учетом выявленного нарушения, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику, Оператору ЭТП предписания об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Партнеры здоровья" (вх. N6295/ж от 13.06.2024 г.) на действия заказчика ГАУЗ "РКПБ ИМ. АКАД. В.М. БЕХТЕРЕВА" при проведении закупки N0711200014924000075 на предмет: "Поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая для нужд ГАУЗ "РКПБ им. акад. В. М. Бехтерева" в 2024 году" обоснованной.
2. Признать заказчика ГАУЗ "РКПБ ИМ. АКАД. В.М. БЕХТЕРЕВА" нарушившим требования статей 6, 8, части 3 статьи 7, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГАУЗ "РКПБ ИМ. АКАД. В.М. БЕХТЕРЕВА", Оператору ЭТП АГЗ РТ предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
Л.А.Акперова |
|
Р.В. Минигалиева |
Исп.: Акперова Л.А.
8(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20 июня 2024 г. N 016/06/33-832/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024