Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:
- заказчика: Комиссаровой Т.К. (доверенность N б/н от 18.06.2024);
- заявителя: Малюк Е.В. (доверенность N б/н от 05.02.2024), рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской llllllillillllllllllllll 2 Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, приказом Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N 19/23, в дистанционном режиме жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Молодежно студенческий центр "Лидер" (далее также Заявитель, Общество) и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 14.06.2024 поступила жалоба ООО "Молодежно студенческий центр "Лидер", согласно которой Заказчиком при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов в период летних каникул" (извещение N 0363100001024000005) были нарушены требования Закона, а именно:
1) Заказчиком неправомерно указано конкретное место оказания услуги;
2) Заказчиком установлены избыточные требования к объекту размещения студентов:
- объект размещения должен быть адаптирован для отдыха и оздоровления студентов, иметь собственную материально-техническую базу для проведения культурно массовых и познавательных программ, спортивных соревнований на общее количество не менее 280 человек с целью создания благоприятных условий для формирования коммуникативного межвузовского общения, реализации единой программы мероприятий;
- размещение студентов отдельно от иных социальных групп населения;
- размещение объекта не далее 100 метров от моря;
- огороженная и охраняемая территория с расположенными на ней капитальными жилыми корпусами со всеми удобствами, административным корпусом, столовой, диско клубом, открытым бассейном, медпунктом, площадками мульти-спорт и полем для мини футбола. Территория в ночное время должна быть освещена и охраняема;
- универсальные открытые спортивные площадки мульти-спорт общим размером не менее 800 м2 (баскетбол+ волейбол со специальным покрытием, разметкой и мини-футбол с покрытием), трибунами и оборудованием под каждый вид спорта, пригодная для занятий спортивных команд Университета; С" С" U U U 1 - открытый бассейн капитальной постройки с системой фильтрации воды площадью не менее 120 м2 и глубиной до 1,8 м;
- наличие на объекте диско-клуба вместимостью не менее 200 человек;
- наличие на объекте конференц-зала вместимость не менее 140 человек.
3) необоснованно установлено требование о наличии сведений об участнике закупки в Едином федеральном реестре туроператоров. Государственным заказчиком по данному открытому конкурсу в электронной форме 3 является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленский государственный университет" (далее - Заказчик). Заказчик представил письменные возражения по существу жалобы, с доводами жалобы не согласился. На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, Комиссия
установила
следующее. 31.05.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение N 0363100001024000005 о проведении открытого конкурса в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 2 750 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭОК1 от 19.06.2024 заявка участника с идентификационным номером 86 была признана соответствующей требованиям Извещения и участник закупки получило право заключить контракт.
1. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги. При этом Закон не предъявляет каких - либо требований при определении Заказчиком места оказания услуг. Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов в период летних каникул. Описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к Извещению (далее - Техническое задание). В Техническом задании Заказчиком были установлены общие требования, требования к месторасположению, к размещению и условиям проживания студентов, 4 медицинским услугам, к организации питания, организации досуговой деятельности студентов, требования к персоналу, а также к обеспечению безопасности жизни и здоровья студентов. В частности, в пункте 2 Технического задания указано следующее место оказания услуг - Россия, Краснодарский край, Туапсинский курортный район. При подаче Заявки Исполнитель должен указать точное название, полный фактический и почтовый адрес объекта размещения студентов в составе заявки для включения в условия контракта, заключаемого с Исполнителем, так как данные сведения являются существенными условиями исполнения контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Ввиду того, что у Заказчика имеется обязанность в определении места оказания услуг и, с учетом отсутствия законодательного запрета на указание конкретного курортного региона при осуществлении закупок такого рода, жалоба в данной части признается необоснованной.
2. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать электронные документы, в том числе:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с 5 законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Действующее законодательство в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать параметры к товарам, работам, услугам, которые являются определяющими для него; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, работе, услуге.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара (работ, услуг), которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 данного Обзора основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
В соответствии с Техническим заданием Заказчиком установлены следующие требования к объекту закупки: Общие требования: Объект размещения должен быть адаптирован для отдыха и оздоровления студентов, иметь собственную материально-техническую базу для проведения культурно-массовых и 6 познавательных программ, спортивных соревнований на общее количество не менее 280 человек с целью создания благоприятных условий для формирования коммуникативного межвузовского общения, реализации единой программы мероприятий (подпункт 1); Размещение в объекте размещения студентов отдыхающих других возрастных категорий и социальных групп не допускается (подпункт 4); Объект размещения должен располагаться не далее 100 м от моря. Не допускается наличие железнодорожного полотна и/или автомобильной магистрали /скоростной дороги между жилыми корпусами объекта размещения и пляжем в целях безопасности студентов без наличия безопасного подземного/наземного перехода (подпункт 5). Территория и инфраструктура объекта размещения студентов: Огороженная и охраняемая территория с расположенными на ней капитальными жилыми корпусами со всеми удобствами, административным корпусом, столовой, диско клубом, открытым бассейном, медпунктом, площадками мульти-спорт и полем для мини футбола. Территория в ночное время должна быть освещена и охраняема (подпункт 1). Требования для проведения полноценных занятий спортом: Универсальные открытые спортивные площадки мульти-спорт общим размером не менее 800 м2 (баскетбол+ волейбол со специальным покрытием, разметкой и мини-футбол с покрытием), трибунами и оборудованием под каждый вид спорта, пригодная для занятий спортивных команд Университета (подпункт 1); Открытый бассейн капитальной постройки с системой фильтрации воды площадью не менее 120 м2 и глубиной до 1,8 м в целях безопасности студентов. В ночное время в целях безопасности зона бассейна должна быть освещена (подпункт 2). Требования для проведения обучающих и творческих мероприятий: Дискоклуб, оснащенный сценой для проведения концертов, выступлений и дискотек, радиомикрофонами, светомузыкальным и мультимедийным оборудованием, вместимостью не менее 200 человек единовременно (подпункт 2); Конференц-зал вместимостью не менее 140 человек единовременно с современной системой вентиляции и кондиционирования, светомузыкальным и мультимедийным оборудованием (проектор, экран) (подпункт 3).
Согласно пояснениям Заказчика все требования, установленные к объекту оказания услуги, соответствуют его потребностям и обусловлены спецификой оказываемой услуги - необходимостью обеспечения комфортного проживания студентов, организации воспитательной работы и досуговой деятельности. Проанализировав изложенное выше, Комиссия отмечает, что из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере закупок допускает самостоятельное формирование объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие требования, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающим потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик сформировал описание объекта закупки, исходя из фактических потребностей того, что оказание услуг и сама организация мероприятий была максимально адаптирована для отдыха и оздоровления студентов, а также являлась безопасной и комфортной. Доказательств обратного Заявителем представлено не было. Комиссией установлено:
- в своей жалобе Заявитель (стр.
4) указывает на то, что Заказчиком "не представлено иных альтернативных вариантов, например, наличие безопасного подземного/наземного 7 перехода"", при этом Заказчиком установлено требование о наличии альтернативных вариантов в Техническом задании;
- в своей жалобе Заявитель (стр.
5) жалуется на ограничение глубины бассейна 1,7 м, при этом Заказчиком установлено требование о наличии бассейна глубиной 1,8 м., а также Заявитель неверно указывает на наименование Заказчика ("ИРНИТУ").
С учетом изложенного выше, Комиссия приходит к выводу, что установленные условия не ограничивают конкуренцию, кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что установленные Заказчиком требования являются избыточными и не соответствуют его потребностям.
Таким образом, рассматриваемый довод жалобы признается необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1996 N132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) туристский продукт - это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
В соответствии со статьей 9 Закона N 132-ФЗ туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 132-ФЗ запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров (далее - ЕФРТ), а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров. Из изложенного следует, что организация, не включенная в ЕФРТ, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления. 8 В соответствии с Техническим заданием установлено требование о наличии сведений об участнике закупки в ЕФРТ. Необходимо приложить в составе заявки копию свидетельства туроператора участника или выписку из единого реестра туроператоров, подтверждающую его регистрацию в едином федеральном реестре туроператоров, и копию договора страхования гражданской ответственности туроператора либо банковской гарантии. Сумма финансового обеспечения в соответствии с требованиями законодательства РФ (подпункт 1).
В соответствии с пунктом 3.3.3 контракта, являющегося приложением N 4 к Извещению, исполнитель вправе привлекать для исполнения своих обязательств по контракту третьих лиц не иначе, как по предварительному письменному согласию заказчика. Ввиду того, что предметом закупки является организация и проведение выездных культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов в период летних каникул, а в силу действующего законодательства такая услуга может быть оказана лицом, сведения о котором включены в ЕФРТ, то установленное Заказчиком требование к участникам закупки, с учетом положения проекта контракта, не нарушает требований действующего законодательства в сфере закупок.
На основании изложенного, Комиссией данный довод также признается необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Молодежно студенческий центр "Лидер" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по организации и проведению выездных культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов в период летних каникул" (извещение N 0363100001024000005) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель председателя Комиссии ]
Члены Комиссии: ] (
2024-2797
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 21 июня 2024 г. N 067/06/33-389/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024