Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:
- заказчика: Полозовой О.В. (доверенность N 07/24 от 20.06.2024);
- уполномоченного органа: Пестряковой O.JI. (доверенность N 22 от 01.04.2024); 2 в отсутствии представителя заявителя, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы; рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14, приказом Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N 19/23, в дистанционном режиме жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Балтстрим Групп" (далее - Заявитель) и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 15.06.2024 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Балтстрим Групп", согласно которой заказчиком при проведении запроса котировок в электронной форме: "Оборудование (комплект оборудования для обучения трудовым процессам - сварочные аппараты с комплектом сборочно-сварочных приспособлений) в рамках федерального проекта "Профессионалитет" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"" (извещение N0163200000324003635) были допущены нарушения Закона, которые выразились в неверном определении кода ОКПД2, что привело к ограничению конкуренции, не установлении запрета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 616 от 30.04.2020, а также допуску продукции соответствие которой ТР ТС ЕАЭС не подтверждено. Государственным заказчиком по данному запросу котировок в электронной форме является Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Смоленская академия профессионального образования" (далее - Заказчик), уполномоченным органом - Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы (далее - уполномоченный орган). Заказчик, уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы, с доводами жалобы не согласились. На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, Комиссия
установила
следующее. 07.06.2024 уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено Извещение N0163200000324003635 о проведении запроса котировок в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМ! ЦК) - 9 740 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2024 NИЗК1 на участие в закупке заявку подали 2 (два) участника закупки, сделавших следующие ценовые предложения:
- участником закупки с идентификационным номером 1 - 9 210 00,00 руб.;
- участником закупки с идентификационным номером 2 - 9 400 000, 00 руб. Заявки участников были признаны соответствующими требованиям Извещения, 3 участник закупки с идентификационным номером 1 был признан победителем и получил право подписать контракт.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования), утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно пункту 2 Правил формирования под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами.
Согласно пункту 12 Правил формирования код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 19 Правил формирования в позиции каталога в соответствии со статьей 33 Закона может включаться дополнительная информация о конкретных товарах, работах, услугах, в том числе информация о характеристиках таких товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Указанная информация формируется в том числе производителями и (или) 4 поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Основания и порядок формирования и включения такой информации в каталог определяются уполномоченным органом по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона. При проведении предусмотренных Законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона соответственно.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством 5 Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона. Объектом рассматриваемой закупки является поставка оборудования (комплект оборудования для обучения трудовым процессам - сварочные аппараты с комплектом сборочно-сварочных приспособлений) в рамках федерального проекта "Профессионалитет" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (код ОКПД2 32.99.53.110).
Описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к Извещению (далее - Техническое задание). В Техническом задании указаны требования к техническим, качественным характеристикам (функциональным характеристикам) требуемого к поставке комплекта оборудования для обучения трудовым процессам.
Согласно Технического задания к поставке требуется:
1. сварочный аппарат (включая технические характеристики);
2. комплект оборудования (для проведения практических занятий). Установлено, что закупка оборудования ("Комплект виртуального тренажера сварщика с программным обеспечением") осуществляется Заказчиком в рамках федерального проекта "Профессионалитет" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", характеристики которого составлена на основании инфраструктурного листа. В Извещении Заказчиком были установлены условия и ограничения допуска продукции в соответствии с требованиями РФ N 617, Приказа N126н, а также запрет в соответствии с Постановлением N 1236.
Проанализировав изложенное выше, Комиссия отмечает, что поскольку в каталоге отсутствует позиция ОКПД2 содержащая требуемые характеристики, образующие требуемое описание объекта закупки, в соответствии с требованиями пункта 7 Правил использования, должно осуществляться в учетом требований статьи 33 Закона. При таких обстоятельствах, Заказчику при формировании описания объекта закупки в рамках Закона были предоставлены полномочия по самостоятельному определению 6 параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Комиссия Управления отмечает, что основной целью осуществления закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе является приобретение качественных товаров (работ, услуг), характеристики и потребительские свойства которых отвечают действительным потребностям Заказчика. С учетом изложенного выше, жалоба Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Балтстрим Групп" на положения Извещения государственного заказчика - Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Смоленская академия профессионального образования", уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы при проведении запроса котировок в электронной форме: "Оборудование (комплект оборудования для обучения трудовым процессам - сварочные аппараты с комплектом сборочно-сварочных приспособлений) в рамках федерального проекта "Профессионалитет" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"" (извещение N0163200000324003635) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии:
2024-2798
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 21 июня 2024 г. N 067/06/33-394/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2024