Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти (далее также Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в отсутствие представителя ООО "Брокер Групп", надлежащим образом извещенного, в отсутствие представителя муниципального заказчика МБДОУ г.Астрахани "Детский сад N 117 "Радуга", в присутствии представителей уполномоченного органа администрация МО "Городской округ город Астрахань" Завьяловой Е.А. (доверенность от 14.12.2023 N30-09-342), Телькуновой О.Е. (доверенность от 14.12.2023 N30-09-340), рассмотрев жалобу ООО "Брокер Групп" на действия муниципального заказчика МБДОУ г.Астрахани "Детский сад N 117 "Радуга" и уполномоченного органа администрации МО "Городской округ город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене ограждения территории МБДОУ г. Астрахани " Детский сад N 117 "Радуга" (реестровый N 0325300006424000441), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 13.06.2024 поступила жалоба ООО "Брокер Групп" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика МБДОУ г.Астрахани "Детский сад N 117 "Радуга" и уполномоченного органа администрации МО "Городской округ город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене ограждения территории МБДОУ г. Астрахани " Детский сад N 117 "Радуга" (реестровый N 0325300006424000441) (далее - электронный аукцион).
Согласно жалобе Заказчиком в нарушение ст. 31 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении закупки не установлены дополнительные требования к участникам закупки согласно поз.9 приложения Постановления N2571.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
05.06.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее также - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 134 718,30 руб.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Согласно позиции 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, являются:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 134 718,30 руб.
Согласно извещению об осуществлении закупки предметом закупки является выполнение работ по замене ограждения территории МБДОУ г. Астрахани " Детский сад N 117.
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр утверждены методические и по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (далее - Приказ N 1042/пр).
Пунктом 8.12 Приказа Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" установлено, что устройство ограждения при благоустройстве территорий рекомендуется предусматривать в качестве дополнительного элемента благоустройства, основной целью установки которого рекомендуется рассматривать обеспечение безопасности граждан.
Согласно части 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 "131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Пунктом 1.4 Решения Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 24.12.2018 N 188 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "Городской округ город Астрахань" (далее также - Решение N188) установлено, что Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства территории муниципального образования "Город Астрахань" и содержат в том числе требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений. Данные требования в частности установлены гл.4 "Требования к зданиям, сооружениям и земельным участкам, на которых они расположены, а также к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений" указанных Правил.
Кроме того, пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденного Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр, также установлено, что к элементам благоустройства территорий данный документ относит конструктивные устройства, к которым относятся и различные виды ограждений.
На основании вышеприведенных норм права и положений описания объекта закупки Комиссия пришла к выводу о том, что в рамках рассматриваемой закупки указанные в описании объекта закупки работы, по мнению Комиссии, относятся к благоустройству территорий.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что извещение о проведении электронного аукциона составлено с нарушением ч. 4,5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе ввиду отсутствия установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных позицией 9 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации РФ N 2571, что образует признаки состава административного правонарушения ответственность за которое установлена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Брокер Групп" на действия муниципального заказчика МБДОУ г.Астрахани "Детский сад N 117 "Радуга" и уполномоченного органа администрации МО "Городской округ город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене ограждения территории МБДОУ г. Астрахани " Детский сад N 117 "Радуга" (реестровый N 0325300006424000441) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика МБДОУ г.Астрахани "Детский сад N 117 "Радуга" и уполномоченный орган администрации МО "Городской округ город Астрахань" нарушившими части 4,5 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене ограждения территории МБДОУ г. Астрахани " Детский сад N 117 "Радуга" (реестровый N 0325300006424000441).
3. Выдать муниципальному заказчику МБДОУ г.Астрахани "Детский сад N 117 "Радуга" и уполномоченному органу администрации МО "Городской округ город Астрахань" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
Е.М.Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 20 июня 2024 г. N 030/06/31-647/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024