Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Брунштейн М.И., в присутствии представителей государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной кожно-венерологический диспансер" Скитер Т.А. (доверенность от 26.06.2024 N1186/02), Никешиной Н.А. (доверенность от 26.06.2024 N1185/02), в отсутствие представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок", рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Брунштейн М.И. на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной кожно-венерологический диспансер" и уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на поставку наборов реагентов для клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" (реестровый N 0825500000724002114), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.06.2024 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Брунштейн М.И. (далее - Заявитель, ИП Брунштейн М.И.) на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной кожно-венерологический диспансер" (далее - Заказчик) и уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" (далее также Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку наборов реагентов для клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" (реестровый N 0825500000724002114) (далее -электронный аукцион).
Заявитель в жалобе указывает, что совокупность ограничений по химическому составу реагентов в описании объекта закупки указывает на конкретный товар конкретного производителя реагентов к гематологическому анализатору MicroCC-20Plus (компания производитель реагентов "Клиникал Диагностик Солюшенз", Россия (учредитель - Интермедика, Инк, США, аффилирован с производителем анализатора High Technology Inc.", США) - РУ РЗН 2009/05332 от 15.07.2009 и РЗН 2019/9034 от 14.10.2019 (Наборы)).
По мнению Заявителя, требование о предоставлении конкретных показателей химического состава реагентов является неправомерным, поскольку Закон не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Рассмотрение жалобы было назначено на 27.06.2024 года в 11 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.505.
В назначенное время рассмотрение жалобы началось в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Брунштейн М.И., в присутствии представителей государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной кожно-венерологический диспансер" Скитер Т.А. (доверенность от 26.06.2024 N1186/02), Никешиной Н.А. (доверенность от 26.06.2024 N1185/02), в присутствии представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность), Даниловой Ю.Р. (доверенность).
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлялся перерыв до 11.00 час. 28.06.2024 года.
После объявленного перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Брунштейн М.И., в присутствии представителей государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной кожно-венерологический диспансер" Скитер Т.А. (доверенность от 26.06.2024 N1186/02), Никешиной Н.А. (доверенность от 26.06.2024 N1185/02), в отсутствие представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок".
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
14.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчик в описании объекта закупки установил требования к поставляемому товару.
Так, к примеру Заказчиком установлены в том числе следующие характеристики: "Протеолитический фермент 1 Процент", ", "Хлорид натрия
0,5 Процент", "Консерванты
0,15 Процент", "ПАВ
0,25 Процент", "Четвертичная аммониевая соль
5,5 Процент", "Бесцианидный лизирующий компонент
0,1 Процент", "Консерванты
0,1 Процент", "Деионизированная вода по объему
100 Процент".
В инструкции по заполнению заявки заказчиком указано, что участник закупки по данным характеристикам указывает в заявке конкретное значение характеристики товара.
Управление отмечает, установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями извещения, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16 и поддержана Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
Кроме того, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеназванные показатели возможно установить из открытых, доступных источников информации без проведения соответствующих испытаний. При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в запросе котировок не содержит прямого указания на возможность указания участниками закупки в составе заявки не конкретных показателей товара в случае, когда отдельные показатели товара представляют собой величины, которые можно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
Таким образом, Заказчиком нарушены п.1 ч.2 ст.42, п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в связи с включением в описание объекта закупки требований к химическому составу расходных материалов, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно доводу жалобы требования к химическому составу реагентов указывают на товар единственного производителя - "Клиникал Диагностик Солюшенз".
Исходя из положений законодательства о контрактной системы в сфере закупок, ФАС России выработана правовая позиция, согласно которой объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя (Письмо от 19.04.2023 г. N ПИ/30510/23).
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Недопустимость включения таких требований к товару, которые соответствуют товару единственного производителя, подтверждается судебными актами по делам N А53-1823/2022, N А53-40851/2023, N А53-36800/2023, N А53-44262/2023, N А59-4716/2020, N А50-9033/2017, N А40-44020/2021, N А63-4016/2021.
На заседании Комиссии представителем Заказчика не было представлено документов, свидетельствующих о том, что описанию объекта закупки соответствует товар как минимум двух производителей, что нарушает ч. 2 ст. 8, п.1 ч.2 ст.42, п.1,2 ч.1 ст.33, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Брунштейн М.И. на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областной кожно-венерологический диспансер" и уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на поставку наборов реагентов для клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" (реестровый N 0825500000724002114) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областной кожно-венерологический диспансер" и уполномоченный орган ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" нарушившими ч. 2 ст. 8, п.1 ч.2 ст.42, п.1,2 ч.1 ст.33, ч.3 ст.33, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на поставку наборов реагентов для клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" (реестровый N 0825500000724002114).
3. Выдать государственному заказчику Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областной кожно-венерологический диспансер", уполномоченному органу ГКУ АО "Региональный центр организации закупок", комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на поставку наборов реагентов для клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер" (реестровый N 0825500000724002114).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии:
Р.Р.Умерова
Е.М.Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 июня 2024 г. N 030/06/42-665/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024