Резолютивная часть решения оглашена "20" июня 2024 г.
Решение изготовлено в полном объеме "24" июня 2024 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Гилевой И.С. |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Князевой Е.В. |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- Карапапас Е.Н., Шаровой Д.А. - представителей ООО "Нейрософт", по доверенности;
- Бобровниковой А.В. - представителя Министерства здравоохранения Кузбасса, по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/33-927/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Министерством здравоохранения Кузбасса законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200000124009443 "Поставка медицинских изделий",
установила:
17.06.2024 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Нейрософт" (вх. N 6923-ЭП/24 от 17.06.2024) на действия заказчика - Министерства здравоохранения Кузбасса при проведении электронного аукциона N 0139200000124009443 "Поставка медицинских изделий".
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
07.06.2024 г. уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кузбасса было размещено на сайте zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000124009443 "Поставка медицинских изделий".
Начальная максимальная цена контракта - 15 930 000,00 рублей.
По мнению заявителя, заказчик при размещении закупки должен был использовать КТРУ - 32.50.21.129-000000167 "Спирометр".
Применив код КТРУ - 32.50.21.129-00000034, заказчик установил избыточные требования к закупаемому товару под которые подпадает товар единственного производителя.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности вышеуказанных правовых норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей. Также Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г", "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении
которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с письмом Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "O направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги), а предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0139200000124009443 установлено:
1. Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15.0%.
Требования к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
1. Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Примечание |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019: указание (декларирование) в составе заявки на участие в закупке номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции" |
Комиссией Кемеровского УФАС России было проанализировано извещение, описание объекта закупки и установлено, что заказчиком использован код КТРУ - 32.50.21.129-00000034 "Поставка медицинских изделий".
Кемеровским УФАС России установлено, что КТРУ 32.50.21.129-00000034 "Поставка медицинских изделий" не содержит характеристик товара, обязательных для применения.
Из описания КТРУ 32.50.21.129-00000034 в ЕИС следует: "так как в позиции КТРУ отсутствуют характеристики, заказчик самостоятельно устанавливает в извещении все характеристики закупаемого товара в соответствии с нормами статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного, поскольку Министерство здравоохранения Кузбасса закупает товар с кодом КТРУ 32.50.21.129-00000034, который не содержит обязательных к применению характеристик, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 28.12.2020 N 1379н "Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" предусмотрено оснащение ФАПа спирометром позиция 198 приказа:
"Спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) (для оснащения фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта);
код вида номенклатурной классификации медицинских изделий / Наименование вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий:
233930 / Спирометр стимулирующий;
232490 / Спирометр диагностический;
329590 / Спирометр-монитор, механический;
288690 / Спирометр-монитор, электрический.
Из письменных пояснений заказчика, поступивших в Кемеровское УФАС России, следует, что согласно, государственному реестру медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий по коду вида номенклатурной классификации медицинских изделий 232490 (Спирометр диагностический) зарегистрированы три медицинских изделия, соответствующих потребностям Заказчика.
Также из пояснений следует, что заказчиком составлено техническое задание в соответствии с потребностью заказчика с целью обеспечения оснащения ФАПов диагностическими спирометрами оснащенными:
- портом Ethernet для подключения к локальной сети (LAN) или компьютеру без использования дополнительных промежуточных устройств;
- портом подключения к ПК.
Данная потребность обусловлена требованиями программы цифровой трансформации здравоохранения и обеспечивают возможность непосредственной интеграции спирометра в больничную информационную систему, т.е. передачи результатов спирометрических обследований в безбумажной форме для изучения медицинским персоналом и для сохранения в общебольничной базе, а также для их удалённой интерпретации, что очень важно при проведении исследований в первичном звене.
- автономным спирометром, не требующие подключения к персональному компьютеру (ПК).
Автономный спирометр, не требующий подключения к персональному компьютеру, обеспечивает гораздо более стабильное и надежное (по сравнению с персональным компьютером) выполнение возложенных на спирометр функций без потери качества обследований.
- прямой (без дополнительных промежуточных устройств) печатью протокола на серийном лазерном принтере, имеющем систему команд PCL3-6, либо на внешнем термопринтере с системой команд ESC/POS.
Необходимо для получения обязательного во врачебной практике бумажного протокола исследования без дополнительных печатающих устройств, наиболее экономичных с точки зрения затрат на эксплуатацию.
- двунаправленным сенсором потока типа трубки "Флейша" с подогреваемым чувствительным элементом и рукояткой; возможностью многократной полной санобработки канала дыхания, контактирующего с пациентом; возможностью использования многоразовых и одноразовых мундштуков, антибактериальных фильтров;
Данное устройство используется для измерения воздушного потока, обеспечивает высокую точность измерения объемно-скоростных параметров дыхания.
- встроенной цветной сенсорный экран размером по диагонали 7 Дюймов (25,4 мм);
- работой от сенсорной алфавитно-цифровой клавиатуры.
Данная необходимость обусловлена потребностью заказчика в спирометре с современным, эргономичным и удобным интерфейсом взаимодействия оператора с прибором.
Согласно письменным пояснениям заказчика требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, отвечают два зарегистрированных в установленном порядке медицинских изделия, удовлетворяющих потребности заказчика в определенных характеристиках товара.
А именно, под описание характеристик объекта закупки подходит продукция двух производителей:
- спирометр автономный запоминающий MAC2-Б (производитель ООО "Белинтелмед");
- смарт-спирометр многофункциональный MIR Spirolab с функцией пульсоксиметрии (SpO2) (производитель MIR.
Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы характеристики спирометров производства ООО "Белинтелмед" (инструкция от 23.09.2009, размещенная на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в открытом доступе в сети Интернет по адресу www. https://roszdravnadzor.gov.ru) и MIR (инструкция от 23.09.2009, размещенная на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в открытом доступе в сети Интернет по адресу www. https://roszdravnadzor.gov.ru, а также характеристики с официального сайта производителя), сведения о которых были представлены заказчиком, и установлено, что характеристикам спирометров, закрепленным заказчиком в извещении о закупке N 0139200000124009443, соответствуют товары двух производителей, а именно: ООО "Белинтелмед" и MIR.
Таким образом, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нейрософт" на действия заказчика - Министерства здравоохранения Кузбасса при проведении электронного аукциона N 0139200000124009443 "Поставка медицинских изделий" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/33-927/2024 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: Стельмах С.В.
Члены комиссии: Гилева И.С
Князева Е.В.
Исп.Князева Е.В.
тел.(3842)36-27-53
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 24 июня 2024 г. N 042/06/33-927/2024 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - изделия медицинского назначения - государственные и муниципальные нужды - ктру)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024