Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель председателя Комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии представителей: заказчика - Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент, Заказчик) Ефимова А.В., действующего на основании доверенности N 279 от 17.06.2024, Индивидуального предпринимателя Гейдаровой Натальи Александровны (далее - ИП Гейдарова Н.А., Предприниматель) Руденко Л.О., действующей на основании доверенности б/н от 11.06.2024 (участвовал посредством видеоконференцсвязи), рассмотрев обращение заказчика - Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об Индивидуальном предпринимателе Гейдаровой Наталье Александровне, в связи с уклонением участника запроса котировок в электронной форме от подписания контракта согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Порядок ведения реестра, рассмотрения обращения заказчика, принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)". В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области 13.06.2024 поступило обращение Департамента (вх. N 2529/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ИП Гейдаровой Н.А., в связи уклонением участника запроса котировок в электронной форме от подписания контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Шадринск) (извещение N 0843500000224003080).
В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что обращение в контрольный орган в сфере закупок вызвано обязанность в силу Закона о контрактной системе, на включении в Реестр недобросовестных поставщиков не наставал. Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 29.05.2024 Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение N 0843500000224003080 о проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Шадринск) в ЕИС.
В силу части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 этой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 Закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0843500000224003080 от 05.06.2024 установлено, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана 1 заявка (ИП Гейдаровой Н.А.), которая признана соответствующей условиям извещения об осуществлении закупки и требованиям Закона о контрактной системе. Комиссия отмечает, что часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе гласит что, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом, с иным участником закупки (далее в этой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 этой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 этой части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 этой части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона, не допускается.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Заказчиком 06.06.2024 размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта для подписания его со стороны ИП Гейдаровой Н.А. Комиссий Курганского УФАС России установлено, что в регламентированный срок до 23:59 07.06.2024 ИП Гейдарова Н.А. не выполнил действия, предписанные положениями статьи 51 Закона о контрактной системе - проект контракта со стороны Предпринимателя подписан не был, обеспечение исполнения контракта не представлено. В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи) и частью 5 статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи;
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 этой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе). Во исполнение требований пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком сформирован и размещен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта 11.06.2024 в 16:50 (МСК+2).
Предусмотренный Законом о контрактной системе срок размещения протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта 23:59 10.06.2024, поскольку следующий рабочий день, после дня истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона. Следовательно, Заказчиком, должностным лицом Заказчика допущено нарушение пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, которое выразилось в несвоевременном размещении протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта. В рамках проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России были проанализированы документы и сведения, представленные со стороны Заказчика, размещенные в ЕИС, а также устные пояснения представителя Заказчика, иных нарушений со стороны субъектов контроля в рамках данной внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России не установлено. Проанализировав все представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения сторон, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в регламентированный законом срок ИП Гейдарова Н.А., не подписал контракт, данный факт является основанием, для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в контрольный орган в сфере закупок, вместе с тем, с данным участником закупок Заказчик работает длительное время и нареканий к Предпринимателю у Департамента не имеется, на включении в Реестр недобросовестных поставщиков не настаивал, пояснил, что обращение в контрольный орган в сфере закупок вызвано требованиями Закона. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в регламентированный срок Предпринимателем проект контракта подписан не был, обеспечение исполнения контракта ИП Гейдаровой Н.А. не представлено, следовательно, у Заказчика имелись законные основания признать ИП Гейдарову Н.А. уклонившимся от подписания контракта. Рассматривая вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки контрольный орган оценивает поведение участника закупки (поставщика, подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на заключение и фактическое исполнение контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, ИП Гейдарова Н.А. не имел умысла уклоняться от заключения контракта, данное обстоятельство произошло ввиду того, что оборудование Предпринимателя вышло из строя (сломался системный блок компьютера), в подтверждение данного обстоятельства Предпринимателем представлены следующие документы:
- акт осмотра от 07.06.2024, составленный сотрудником сервисного центра "Инсайт" (ИП Беляковцев А.А.), согласно которому при диагностике установлено, что неисправен южный порт, требуется замена (ремонт) материнской платы;
- акт N 1/94 от 10.06.2024 на ремонт материнской платы, составленный ИП Беляковцевым А.А.;
- счет на оплату N 880 от 10.06.2024, выставленный ИП Гейдаровой Н.А. ИП Беляковцевым А.А.;
- платежное поручение N 166 от 13.06.2024, свидетельствующее об оплате по счету N 880 от 10.06.2024.
Как следует из пояснений представителя Предпринимателя, данных в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России, иных устройств, оснащенных необходимыми программами для входа в личный кабинет ЕИС и электронной торговой площадки у ИП Гейдаровой Н.А. нет. Кроме того, в материалы дела со стороны Предпринимателя представлены документы, подтверждающие принятие мер для заключения и надлежащего исполнения условий контракта с Департаментом. Из содержания документов следует, что ИП Гейдаровой Н.А. был выполнен ремонт квартиры для передачи ее Заказчику в виде, соответствующем условиям извещения об осуществлении закупки. В материалы дела со стороны Предпринимателя представлена копия платежного поручения N 159 от 10.06.2024, согласно которому на расчетный счет Департамента в качестве обеспечения исполнения контракта N 0843500000224003080 от ИП Гейдаровой Н.А. были перечислены денежные средства в размере 96 690,00 рублей. Законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков. При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Надлежащих доказательств совершения ИП Гейдаровой Н.А. виновных умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта с Заказчиком в материалы дела не представлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения Предпринимателя к публично-правовой ответственности в виде включения сведений об ИП Гейдаровой Н.А. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, а также представленные документы и сведения, Комиссия Курганского УФАС России считает возможным не включать сведения об ИП Гейдаровой Н.А. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, Курганское УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоятельно рекомендует предпринять меры по недопущению данных фактов в будущем.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг,
РЕШИЛА:
1. Информацию в отношении Индивидуального предпринимателя Гейдаровой Натальи Александровны в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Признать в действиях Заказчика - Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области нарушение пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Иванова Члены Комиссии: И.М. Стрижова М.П. Чеботина
2024-2159
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 19 июня 2024 г. N 045/10/104-320/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2024