Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Члены Комиссии: Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии представителей: заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская поликлиника N 1" (далее - ГБУ "Курганская поликлиника N 1", Заказчик) Кирсанова Ж.Ю., действующей на основании доверенности б/н от 27.11.2023, Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "БАГИРА" (далее - ООО ЧОО "БАГИРА", Исполнитель, Общество) Иванова В.В., действующего на основании доверенности б/н от 17.06.2024 (участвовал посредством видеоконференцсвязи), в отсутствии директора Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "БАГИРА" после перерыва, рассмотрев обращение Заказчика - ГБУ "Курганская поликлиника N 1" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО ЧОО "БАГИРА", директоре ООО ЧОО "БАГИРА" Бердникове Иване Александровиче, в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке Заказчиком, согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной этой статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 этой статьи, из реестра недобросовестных поставщиков. Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно пункту 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, при этом: орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Закона; орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок; рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок"; заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля; заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта); участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта; проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона, и с учетом Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок). В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 14.06.2024 поступило обращение ГБУ "Курганская поликлиника N 1" (вх. N 2544/24 от 14.06.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО ЧОО "БАГИРА", директоре ООО ЧОО "БАГИРА" Бердникове Иване Александровиче, в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта на оказание охранных услуг (выставление поста охраны) (номер реестровой записи в реестре контрактов 2450104288023000250).
В обоснование оснований для обращения Заказчик указал следующее. 08.12.2023 между ГБУ "Курганская поликлиника N 1" и ООО ЧОО "БАГИРА" заключен контракт N 0343300009423000209 (далее - Контракт) на оказание охранных услуг (выставление поста охраны) для нужд ГБУ "Курганская поликлиника N1" (далее - услуги). Услуги оказываются в срок, предусмотренный Контрактом, согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту) (пункт 1.1 Контракта).
Согласно пункту 1.4 Контракта место оказания услуг:
- г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39;
- г. Курган, ул. Т. Невежина, дом 5;
- г. Курган, ул. Краснодонская, дом 15;
- г. Курган, ул. Дзержинского, дом 41 Б;
- г. Курган, пос. Механический, дом 2. Цена Контракта составляет 2 288 305,50 рублей, НДС - нет.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту). В Техническом задании (Приложение N 2 к Контракту) указан следующий режим работы Исполнителя на посту по адресу:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39 - в рабочие дни Заказчика: понедельник - пятница: 07:00 - 19:00, суббота: 08:00 - 15:00.
Кроме того, объекты Заказчика, предусмотренные Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), являются местами массового пребывания людей.
В соответствии с разделом III Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" на все объекты, являющиеся предметом Контракта, разработаны паспорта безопасности объекта (территорий) и Заказчик обязан проводить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в том числе по обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно- техническими средствами и системами охраны. Соответственно, подписав Контракт, Исполнитель согласился с условиями Контракта и его неотъемлемыми приложениями и принял на себя обязательства по его исполнению. Однако, 21.05.2024, 22.05.2024, 23.05.2024, 24.05.2024 и 27.05.2024 охранные услуги (выставление поста охраны) в период времени с 07:00 до 19:00 по адресу:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39 по вышеуказанному Контракту Исполнителем не оказаны. Заказчик направил Исполнителю претензионные письма N 886, 887, 892 от 28.05.2024, о чем в Единой информационной системе (далее - ЕИС) разместил соответствующие уведомления о претензионной переписке. В указанных претензионных письмах Заказчик уведомил Исполнителя о том, что в соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, и односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, и применил меры ответственности в виде штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств. По состоянию на 30.05.2024 Исполнитель не устранил нарушения условий Контракта и не обеспечил оказание охранных услуг (выставление поста охраны) по адресу:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39.
Согласно статье 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено Контрактом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании изложенного, Заказчик отказался в одностороннем порядке от исполнения Контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой надлежащего уведомления будет считаться дата поступления Исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой поступления считается дата размещения Заказчиком такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Исполнитель.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик просит включить в Реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО ЧОО "БАГИРА", директоре ООО ЧОО "БАГИРА" Бердникове И.А. Комиссия Курганского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы и сведения, пришла к следующим выводам. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Государственным бюджетным учреждением "Курганская поликлиника N 1" 16.11.2023 в ЕИС размещено извещение N 0343300009423000209 о проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (выставление поста охраны).
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕИС на участие в вышеуказанном аукционе было подано 6 заявок (из них соответствует требованиям: 6; отклонено: 0), по итогам проведения аукциона в качестве победителя определен участник с идентификационным номером 115391179 (ООО ЧОО "БАГИРА"). 08.12.2023 между ГБУ "Курганская поликлиника N 1" и ООО ЧОО "БАГИРА" заключен контракт N 0343300009423000209 на оказание охранных услуг (выставление поста охраны) для нужд ГБУ "Курганская поликлиника N1". Услуги оказываются в срок, предусмотренный Контрактом, согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту) (пункт 1.1 Контракта).
Согласно пункту 1.4 Контракта место оказания услуг:
- г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39;
- г. Курган, ул. Т. Невежина, дом 5;
- г. Курган, ул. Краснодонская, дом 15;
- г. Курган, ул. Дзержинского, дом 41 Б;
- г. Курган, пос. Механический, дом 2. Цена Контракта составляет 2 288 305,50 рублей.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Контракта, Исполнитель обязуется оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту). В Техническом задании (Приложение N 2 к Контракту) указан следующий режим работы Исполнителя на посту по адресу:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39 - в рабочие дни Заказчика: понедельник - пятница: 07:00 - 19:00, суббота: 08:00 - 15:00.
Как следует из обращения ГБУ "Курганская поликлиника N 1", в ходе исполнения Контракта Заказчиком было установлено нарушение условий Контракта со стороны Исполнителя.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Заказчик воспользовавшись своим правом, предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с пунктом 2.3.4 Контракта 30.05.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 0343300009423000209 от 08.12.2023.
В силу положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 этой статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 этой части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 этой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 30.05.2024 сформировано, подписано и размещено в ЕИС.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта автоматически с использованием ЕИС направлено ООО ЧОО "БАГИРА" 30.05.2024 в 13:22 (МСК).
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 этой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение ГБУ "Курганская поликлиника N 1" об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 11.06.2024.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссией Курганского УФАС России нарушения порядка размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а также порядка направления в контрольный орган в сфере закупок обращения о включении сведений об ООО ЧОО "БАГИРА", директоре ООО ЧОО "БАГИРА", не установлены. Проанализировав все представленные документы и сведения, устные пояснения представителей сторон, а также сведения, размещенные в ЕИС, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. По результатам конкурентной процедуры 08.12.2023 между ГБУ "Курганская поликлиника N 1" и ООО ЧОО "БАГИРА" заключен контракт N 0343300009423000209 на оказание охранных услуг (выставление поста охраны) для нужд ГБУ "Курганская поликлиника N1". Раздел 2 рассматриваемого Контракта предусматривает порядок взаимодействия сторон. В пункте 2.1.2 Контракта прописано, что Исполнитель обязан по окончании календарного месяца в течение 10 рабочих дней предоставлять Заказчику по форме, согласованной сторонами, Акт сдачи-приемки оказанных услуг (Приложение N 5 к Контракту) в порядке, предусмотренном разделом 3 Контракта. В случае если срок оказания услуг по Контракту составляет не более одного календарного месяца либо оказываемые Исполнителем услуги носят разовый характер, Исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты окончания срока оказания услуг обязан выполнить вышеуказанные действия.
В соответствии с пунктом 2.2 Контракта Заказчик обязан: 2.2.1.
Обеспечить Исполнителя информацией, помещениями и техническими средствами, необходимыми для выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, оборудовать рабочие места (посты) на объекте согласно Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту). 2.2.4.
Провести экспертизу результата оказанных услуг для проверки его на соответствие условиям Контракта.
На основании пункта 2.4 Контракта Заказчик имеет право: 2.4.1.
Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Технического задания (Приложение N 2 к Контракту). 2.4.3.
Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки. услуг. 2.4.4.
В любое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем, не вмешиваясь в его хозяйственную деятельность. 2.4.6.
Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. 2.4.7.
До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов. 2.4.8.
До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании Контрактов.
В силу пункта 3.12 Контракта, датой приемки оказанных услуг считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком. В пункте 12.1 Контракта перечислены приложения, являющиеся неотъемлемой частью Контракта:
- приложение N 1 - Спецификация;
- приложение N 2 - Техническое задание;
- приложение N 3 - Акт принятия объекта под охрану;
- приложение N 4 - Акт о снятии охраны;
- Приложение N 5 - Акт сдачи-приемки оказанных услуг.
Как указано в решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта 21.05.2024, 22.05.2024, 23.05.2024, 24.05.2024 и 27.05.2024 охранные услуги (выставление поста охраны) в период времени с 07:00 до 19:00 по адресу:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39 по вышеуказанному Контракту Исполнителем не оказаны. Контрольный орган в сфере закупок в соответствии с положениями действующего законодательства рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств.
Решение контрольного органа должно содержать оценку доводов лица, в отношении которого поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков. Контрольным органом должна даваться оценка действиям поставщика (подрядчика, исполнителя) как в период, предшествующий дате принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, так и после этой даты, поскольку оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для оценки действий такого лица с позиции их добросовестности, даже несмотря на то, что в установленный срок контракт победителем не был исполнен или был исполнен частично. Комиссией Курганского УФАС России проанализированы сведения, содержащиеся в реестровой записи N 2450104288023000250, из опубликованных данных следует, что из цены Контракта 2 288 305,50 рублей, Заказчиком приняты и оплачены услуги на сумму 575 239,00 рублей.
Согласно сведениям из реестровой записи по рассматриваемому Контракту штрафные санкции к Обществу со стороны Заказчика в период с даты заключения до 30.05.2024 (дата решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта) не применялись. В решении Заказчика прописано следующее основание для расторжения Контракта от 08.12.2023 в одностороннем порядке: "21.05.2024, 22.05.2024, 23.05.2024, 24.05.2024 и 27.05.2024 года охранные услуги (выставление поста охраны) в период времени с 07:00 до 19:00 по адресу:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39 по вышеуказанному Контракту Исполнителем не оказаны. По состоянию на 30.05.2024 Исполнитель не устранил нарушения условий Контракта и не обеспечил оказание охранных услуг (выставление поста охраны) по адресу:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39.". В материалы дела со стороны Заказчика представлены скриншоты из личного кабинета в ЕИС, согласно которым претензии (N 886, 887, 892) от 28.05.2024 направлены в адрес Исполнителя посредством функциональных возможностей ЕИС 28.05.2024.
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что согласно письменным пояснениям представителя Заказчика от 18.06.2024 (исх. N 1033): "Исполнителем по Контракту не оказаны охранные услуги (выставление поста охраны): с 21.05.2024 по 24.05.2024, с 27.05.2024 по 29.05.2024, 31.05.2024, с 03.06.2024 по 06.06.2024 года в период времени с 07:00 до 19:00 по адресу: г Курган, 1-й микрорайон, дом 39; 01.06.2024, с 03.06.2024 по 07.06.2024 года по адресу:
г. Курган, ул. Т. Невежина, дом 5 и пос. Механический, дом 42.".
Таким образом, 30.05.2024 неисполнение обязательств со стороны Исполнителя Заказчиком установлено не было. Кроме того, в ходе рассмотрения обращения Заказчика о включении сведений об Исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссией Курганского УФАС России неоднократно ставился перед представителем ГБУ "Курганская поликлиника N 1" вопрос о том, каким именно образом было установлено и как подтверждено, что услуги в указанные в решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 08.12.2023 дни ООО ЧОО "БАГИРА" не исполнялись, что сотрудники Общества отсутствовали в течении всего рабочего дня, как это предусмотрено условиями Контракта. В материалы дела Заказчиком представлены копии докладных записок специалиста по ГО и МР ГБУ "Курганская поликлиника N 1" на имя главного врача ГБУ "Курганская поликлиника N 1" от 21.05.2024, 22.05.2024, 23.05.2024, 24.05.2024, 27.05.2024, 28.05.2024, 29.05.2024, 31.05.2024, 05.06.2024, 07.06.2024.
Согласно содержанию указанных докладных записок следует, что сотрудники ООО ЧОО "БАГИРА" отсутствовали на объекте по адресу:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39 в течении всего рабочего дня, при этом в данных документах не указано в какое время они составлены. Со стороны Общества в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что в указанные даты сотрудниками ООО ЧОО "БАГИРА" осуществлялось выполнение охранных услуг, согласно копии графика работы охраны на май 2024 года на объекте:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39 должен был работать Григорьев К.В., однако его смены в период с 21.05.2024 по 24.05.2024 и с 27.05.2024 по 29.05.2024, а также 31.05.2024 были зачеркнуты и указаны иные сотрудники: Шестаков С.П., Исаев П.В., Пантелеев А.С. в соответствии с графиком посменно. Комиссия отмечает что на указанных граждан Обществом представлены документы, подтверждающие, что они являются сотрудниками ООО ЧОО "БАГИРА" и являются охранниками (личные карточки охранников, приказы о приеме на работу). Кроме того, в материалы дела со стороны Общества представлена копия журнала приема-сдачи дежурств на объекте:
г. Курган, 1-й микрорайон, дом 39, сведения из которого соответствуют графику работы охраны на рассматриваемом объекте. Со стороны Заказчика объективных доказательств того, что в указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта даты сотрудники ООО ЧОО "БАГИРА" не осуществляли дежурства не представлено. На запрос Комиссии о предоставлении доказательств - видеозаписей с камер видеонаблюдения, Заказчиком таковые представлены не были, иных однозначных доказательств отсутствия охранников в течении всего времени работы отделения ГБУ "Курганская поликлиника N 1" Заказчик не представил. Вместе с тем, как следует из пояснений представителя Общества, данных в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России в связи с возникновением обстоятельств препятствующих Григорьеву К.В. выполнять работу на объекте (пострадал от наводнения), этот охранник был заменен другими сотрудниками ООО ЧОО "БАГИРА", что подтверждается изменениями в графике работы и журнале приема-сдачи дежурств.
Согласно указанным документам сотрудники Общества и после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта продолжали оказание охранных услуг. Относительно спора сторон о неоплате оказанных со стороны Общества услуг в мае и июне 2024 года, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что разрешение гражданско-правовых споров в соответствии с действующим законодательством не отнесено к полномочиям контрольного органа в сфере закупок, урегулирование данных споров осуществляется в досудебном и судебном порядке. Принимая решение об отказе во включении сведений об ООО ЧОО "БАГИРА", его директоре в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Курганского УФАС России исходила из того обстоятельства, что Заказчиком не доказан факт ненадлежащего исполнения обязательств со стороны Общества, в материалы дела не представлено объектных доказательств, что в ходе исполнения Контракта ООО ЧОО "БАГИРА" вело себя недобросовестно. В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России доказательств обратного со стороны ГБУ "Курганская поликлиника N 1" в материалы дела не представлено. Вместе с тем, в материалы дела со стороны ООО ЧОО "БАГИРА" представлены документы, подтверждающие исполнение принятых по Контракту обязательств. Кроме того, Комиссия контрольного органа в сфере закупок отмечает, что согласно условиям Контракта от 08.12.2023 посты охраны должны были быть выставлены Исполнителем на 5 объектах Заказчика, в рассматриваемый период по другим 4 объектам Заказчиком каких-либо замечаний к работе Общества прописано не было.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае Комиссия Курганского УФАС России не может принять решение о включении сведений об ООО ЧОО "БАГИРА", директоре ООО "БАГИРА" в Реестр недобросовестных поставщиков, поскольку документами и сведениями, представленными в материалы дела подтверждается принятие Исполнителем необходимых мер для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России, приходит к следующим выводам. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29- 3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика. Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от заключения или исполнения контракта. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в материалы дела представлены документы, подтверждающие исполнение принятых на себя обязательств со стороны ООО ЧОО "БАГИРА".
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что в действиях ООО "БАГИРА", ненадлежащим образом исполнившего Контракт, отсутствовали признаки злостного умышленного поведения, направленные на неисполнение им, как участником закупки, своих обязанностей по исполнению Контракта. По смыслу норм Закона о контрактной системе, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения и исполнения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что лицо употребило свое право исключительно во зло другому лицу. С учетом изложенного, контрольный орган, при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, на основании исследования, имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссией Курганского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО ЧОО "БАГИРА", не выявила. Комиссия Курганского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО ЧОО "БАГИРА", его директоре в Реестр недобросовестных поставщиков. С учетом вышеуказанных конкретных обстоятельств дела, Комиссия Курганского УФАС России посчитала, что включение сведений об Исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерной санкцией за допущенное им нарушение требований Закона о контрактной системе, поскольку действия Общества, несмотря на факт ненадлежащего исполнения условий контракта, фактически не были направлены на умышленное, злостное уклонение от исполнения контракта.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "БАГИРА", директора Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "БАГИРА" Бердникова Ивана Александровича в Реестр недобросовестных поставщиков, не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: И.М. Стрижова Члены Комиссии: А.А. Голуб М.П. Чеботина
2024-2178
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 20 июня 2024 г. N 045/10/104-326/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024