Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Фортуналаб" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку Средства гемостатического хирургического на основе полисахаридов растительного происхождения (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003424004205),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы следует, что описанию объекта закупки соответствует Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения Willocel, регистрационное удостоверение N РЗН 2016/5008 (Вилл-Фарма, Нидерланды) в части уровня кислотности рН 2,9. Уровень кислотности (рН) определен в диапазоне от 0 до 6,9, при этом кислая среда в зоне повреждающего воздействия создает условия для выраженной противомикробной активности гемостатического материала до 6,9 рН.
Заказчик не согласился с доводами заявителя, полагает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, сформировано на основании потребности лечебного учреждения. Потребность заказчика является определяющим фактором при установлении требований к закупаемому товару. Сам по себе факт установления определенных требований к приобретаемому товару, которым не отвечают товары всех или части производителей, но такие характеристики являются для заказчика значимыми, отвечают его действительным потребностям, не свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства. Уровень рН кислый -менее 2,9 гарантирует, что предлагаемый к поставке товар обеспечит не только общий бактериостатический эффект, но и эффективность в подавлении роста и развития грам-положительных и грам-отрицательных организмов, включая аэробные и анаэробные бактерии и бактерии, проявившие устойчивость к антибиотикам, которые являются наиболее распространенными.
Подобный уровень кислотности рН гемостатического средства заявлен несколькими производителями:
Altaylar Medikal (Турция), РУ N РЗН 2023/20299, рН 2,7-3,5;
Ethicon (США), РУ N ФСЗ 2010/06171, рН 2,5-3,0;
Willocel (Нидерланды) РУ N РЗН 2016/5008, рН < 3,0.
Представитель Заказчика также сообщил, что победителем закупки к поставке предложен товар Willocel (Нидерланды) РУ N РЗН 2016/5008, рН < 3,0.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению. Указал, что при описании объекта закупки заказчик исходил из необходимости приобретения медицинского средства с характеристиками необходимыми заказчику для оказания надлежащей медицинской помощи.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Управлением государственных закупок Тюменской области на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок 05.06.2024 г. было размещено извещение об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: Средства гемостатического хирургического на основе полисахаридов растительного происхождения в интересах заказчика- ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" с начальной (максимальной) ценой контракта 2 456 136,00 рублей.
По условиям извещения об осуществления закупки (Описание объекта закупки (Приложение N 1) к поставке требуется медицинское изделие: Средство гемостатического хирургического на основе полисахаридов растительного происхождения с уровнем рН 2.9.
Как было указано выше, заявитель полагает, что описанию объекта закупки установленному в извещении об осуществлении аукциона по совокупности характеристик соответствует товар единственного производителя (Willocel (Нидерланды) РУ N РЗН 2016/5008), что свидетельствует об ограничении конкуренции путем снижения количества участников закупки, способных предложить аналогичную продукцию иных производителей, соответствующую потребности заказчика в закупаемом товаре.
В силу статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, при формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Включение же Заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в закупке, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
В случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком в заседание Комиссии не предоставлено в материалы проверки документально подтверждающее обоснование потребности именно в таком товаре с уровнем рН 2.9, равно как и не представлены доказательства, подтверждающие наличие на рынке продукции двух и более производителей закупаемого товара с характеристиками, указанными в извещении об осуществлении закупки (рН
2.9).
Довод Заказчика о наличии иных гемостатические средств, таких как Altaylar Medikal (Турция), РУ N РЗН 2023/20299; Ethicon (США), РУ N ФСЗ 2010/06171, соответствующих закупаемому товару в части уровня кислотности, Комиссия считает несостоятельной, поскольку как следует из представленных документов уровень рН у указанных гемостатических средств не соответствует заявленному требованию Заказчика - рН 2.9.
Так, согласно инструкции по применению гемостатического средства Altaylar Medikal (Турция), РУ N РЗН 2023/20299, уровень рН составляет 2,7-3,5, в свою очередь инструкция по применению гемостатического средства Ethicon (США), РУ N ФСЗ 2010/06171 вообще не содержит информации относительно уровня рН.
Указание Заказчика на информацию с сайта производителя об уровне кислотности гемостатического средства Ethicon (США), рН 2,5-3,0, также на соответствует требованию к закупаемому товару относительно уровня кислотности, учитывая, что к поставке требуется товар с уровнем кислотности меньше или равному 2,9.
При таких обстоятельствах следует, что действия учреждения были направлены на закупку медицинского изделия конкретного производителя, соответственно, для остальных же производителей гемостатических средств были созданы неравные условия, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, поскольку конкуренция наличествует не только среди поставщиков, занимающихся исключительно перепродажей товаров, но и среди производителей медицинских изделий.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о ненадлежащем установлении в извещении о проведении закупки требований к поставляемому товару, поскольку совокупности характеристик соответствует продукция единственного производителя и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая характер допущенного заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе закупки, внесения изменения в извещение о проведении закупки с учетом позиции, изложенной в настоящем решении, продлении срока подачи заявок и проведения процедуры закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фортуналаб" на действия ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" при проведении электронного аукциона на поставку Средства гемостатического хирургического на основе полисахаридов растительного происхождения (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003424004205) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание.
4. Оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика, утвердившего документацию о закупке.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 24 июня 2024 г. N 072/06/44/109/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024