Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" (далее - ГБУЗ ТО "ОКБ N 2", Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Авилон" (ИНН 6658529588) (далее - ООО "Авилон", общество) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 30.06.2023 N1479 на поставку медицинских изделий: столов операционных универсальных, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение ГБУЗ ТО "ОКБ N 2" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ООО "Авилон" (ИНН 6658529588) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку медицинских изделий: столов операционных универсальных, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) документы и сведения ведения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей Заказчика, Поставщика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между ГБУЗ ТО "ОКБ N 2" и ООО "Авилон" по результатам проведенного электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003423003755) заключен договор от 30.06.2023 N1479 на поставку медицинских изделий: столов операционных универсальных (страна производства: Германия), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия на сумму 95 927 576,33 руб.
В соответствии с условиями договора, поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку медицинских изделий: столов операционных универсальных (код ОКПД2 - 32.50.30.112) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги (п. 1.1 Договора).
В соответствии с Приложением N 1 к Договору (далее - Спецификация), Исполнителю надлежало поставить 7 Столов операционных мобильных MEERA с принадлежностями, в вариантах исполнения: MEERA 7200.01В2, согласно РУ N РЗН 2019/8149.
По условиям договора Поставщик обязан:
- поставить Оборудование в строгом соответствии с условиями Договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки (п. 3.1.1 Договора);
- оказать Услуги в строгом соответствии с условиями Договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки (п. 3.1.2 Договора);
- обеспечить обучение правилам эксплуатации (в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования) и проведение инструктажа специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование (п. 3.1.3 Договора);
- использовать квалифицированный персонал для оказания Услуг по сборке, установке, монтажу и вводу Оборудования (медицинского изделия) в эксплуатацию, по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика (Получателей), эксплуатирующих Оборудование, специалистов Заказчика (Получателей), в количестве, необходимом для оказания Услуг надлежащего качества (п. 3.1.4 Договора);
- осуществлять сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию Оборудования в помещении или месте эксплуатации Оборудования (медицинского изделия), подготовленном в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) Оборудования (медицинского изделия), с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.1.5 Договора);
- незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Договора (п. 3.1.8 Договора).
Поставка Оборудования, его монтаж, ввод в эксплуатацию, обучение специалистов Заказчика осуществляется в течение 180 (сто восемьдесят) календарных дней с даты заключения договора (до 27.12.2023).
Поставщик не позднее чем за 2 (Два) дня до осуществления поставки Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору) направляет в адрес Заказчика, согласно п. 14.1 настоящего Договора, уведомление о времени доставки Товара в Место доставки либо сообщает Заказчику о времени доставки Товара в устной форме лично или по телефону (п. 5.1 Договора).
Фактической датой поставки Оборудования, оказания услуг по монтажу, вводу в эксплуатацию и обучению специалистов Заказчика считается дата формирования Поставщиком документа о приемке в ЕИС в соответствии с п. 6.2 настоящего Договора (п. 5.2 Договора).
Договор вступает в силу с даты заключения договора и действует до 30.12.2023 г., а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. (п. 11.1 Договора).
Как было отмечено выше, предметом поставки является медицинское оборудование - столы операционных мобильных MEERA с принадлежностями, в вариантах исполнения: MEERA 7200.01В2, согласно РУ N РЗН 2019/8149.
Во исполнение обязательств по указанному контракту ООО "Авилон" заключён договор с ООО "МАКЕ" (официальный дилер концерна GETINGE (Швеция) на территории Российской Федерации) от 21.06.2023 N 07-SW-23-VS128 на поставку товара, необходимого к поставке Заказчику.
Письмом от 08.09.2023 N 07/09 (приложено в материалы дела) ООО "МАКЕ" уведомил поставщика, что в связи с изменившимися регламентами Европейского Союза, связанными с поставкой оборудования на экспорт, а именно необходимостью оформления дополнительных официальных документов для поставки оборудования, заводу производителю, расположенному в Федеративной Республике Германия, необходимо получение разрешений от Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии (BAFA), процесс прохождения которой может занять от 6 месяцев и более, в связи с чем срок поставки товара не может быть определён.
В дальнейшем ООО "МАКЕ" направило обществу Письмо от 27.11.2023 N 25/1 из которого следовало, что все позиции товара, будут доставлены на территорию России не ранее 02.02.2024 за исключением следующих комплектующих: кабель электрический 7 шт., устройство зарядное для пульта управления с креплением 7 шт., пульт управления столом, ручной беспроводной 7 шт.
После получения товара 19.02.2024, Поставщиком 26.02.2024 в адрес Заказчика поставлен товар доставленный на территорию Российской Федерации в количестве 7 шт. без следующих комплектующих: кабель электрический 7 шт.; устройство зарядное для пульта управления с креплением 7 шт.; пульт управления столом, ручной беспроводной 7 шт.
В соответствии с Приложением N 1 к Договору, в составе поставляемых товаров должны быть кабели электрические; устройства зарядные для пульта управления с креплением; пульты управления столом, ручные беспроводные.
Однако, учреждение сообщило поставщику о невозможности принять поставленный товар (Уведомления от 05.03.2024 N 891/24, от 04.06.2024 N 2113/24), поскольку оборудование поставлено не в полном объеме (отсутствовали комплектующие), а контрактом не предусмотрена возможность осуществить приёмку частично поставленного товара.
В этой связи, обществом в адрес ООО "МАКЕ" направлен соответствующий запрос, на который был получен ответ об отсутствии сведений от производителя о возможных сроках поставки комплектующих (письмо от 13.06.2024 N 03/06).
Учитывая, неисполнение обязательств поставщиком в полном объеме, неоднократное нарушение сроков поставки, учреждением на основании п. 2 ст. 523 ГК РФ, ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 11.3 Контракта от 30.06.2023 N1479 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий поставщиком.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
С учетом изложенного оценка правомерности одностороннего отказа от исполнения договора включает в себя установление совокупности следующих обстоятельств: наличие основания, с которым закон связывает право заявить односторонний отказ от исполнения договора; наличие у заказчика и поставщика по условиям контракта права на односторонний отказ от исполнения договора; соблюдение порядка расторжения контракта, установленного специальной нормой Закона N44-ФЗ.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 22.05.2024 было направлено заказчиком в адрес Поставщика с использованием средств единой информационной системы в сфере закупок и получено обществом в тот же день. Соответственно, датой надлежащего уведомления является 22.05.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Однако, в силу п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что поставщиком нарушения условий контракта, послужившее основанием для принятия решения об одностороннем отказе от его исполнения не устранены в 10-дневный срок не устранены.
Таким образом, учитывая положения ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ поставщика от исполнения контракта вступил в силу 04.06.2024 г.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, на дату заседания комиссии антимонопольного органа решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается вступившим в законную силу.
В соответствии со статьей 309, пунктом 1 статьи 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В силу ст. 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
При этом, согласно ч. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров.
Учитывая приведенные выше положения закона, а также условия контракта, не предусматривающие возможность осуществить приёмку частично поставленного товара следует, что у заказчика отсутствовала возможность принять поставленный обществом товар, в отсутствие необходимых комплектующих. Указанное свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных законом для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии п. 1 ст. 2 Регламента Совета ЕС N833/2014 от 24.02.2024 (далее - Регламент), запрещается продажа, поставка, передача или экспорт, напрямую или опосредованно, товаров и технологий двойного назначения, независимо от того, происходят ли они из Евросоюза или нет, любому физическому или юридическому лицу, предприятию или организации в России или для использования в России. Транзит через территорию России товаров и технологий двойного назначения, экспортируемых из Евросоюза, запрещается.
При этом согласно п. 3 ст. 2 Регламента, Запреты, изложенные в пунктах 1 и 2, в ряде случаев не применяются, если товары и технологии предназначены для невоенных целей и невоенного конечного пользователя, например, для гуманитарных или медицинских целей и др., при условии получения соответствующего разрешения.
Комиссией изучена переписка, которая велась сторонами в рамках исполнения контракта), из которой следует, что поставщик информировал заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению договора (письма от 05.10.2023 N 71, от 27.11.2023 N 74, от 13.03.2024 N 81, от 09.04.2024 N 91).
Комиссия Тюменского УФАС России принимая во внимание представленные доказательства приходит к выводу о том, что невозможность поставщика исполнить обязательства по договору была объективной, то есть, не зависела от самого поставщика, поскольку связана прежде всего с наложенными ограничениями Европейским Союзом на поставку оборудования в Российскую Федерацию, а учитывая что предметом поставки являлось оборудование из недружественного государства, данное обстоятельство оказывает существенное влияние на надлежащее исполнение поставщиком обязательств по договору.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Абзацем 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно абзацу 3 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Учитывая внешнеполитические события, Комиссия не может не принять во внимание, что отказ от экономического сотрудничества иностранных государств и ограничения прямых поставок товаров в Российскую Федерацию ряда товаров, в том числе, медицинских изделий, существенным образом влияет на сроки поставки товаров в Российскую Федерацию, что имело место в рассматриваемом случае.
Учитывая отсутствие бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение общества или его намеренное уклонение от исполнения контракта, а также направленность его действий на исполнение контракта, наличие объективных обстоятельств, влияющих на надлежащее исполнение обязательств, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что отсутствуют достаточные правовые основания для включения сведения в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Авилон" (ИНН 6658529588) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 июня 2024 г. N РНП-72-82/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024