Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в отсутствие:
заказчика Администрации муниципального образования "город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "город Ленск", заказчик, аукционная комиссия заказчика): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Брокер групп" (далее - ООО "Брокер групп", заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брокер групп" на действия (бездействие) заказчика Администрации муниципального образования "город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на разработку документов территориального планирования "Генеральный план муниципального образования "Город Ленск" и "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Ленск" (извещение N 0116300038524000001), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Брокер групп" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Брокер групп" следует, что в извещении неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 6 раздела II Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Просит признать жалобу обоснованной.
Заказчиком представлено письменное пояснение, из которого следует что с жалобой не согласны.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0116300038524000001 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" - 05.06.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 001 632, 29 рублей;
4. На участие в закупке было подано 6 (шесть) заявок признанные соответствующими требованиям.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закон о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением к настоящему постановлению.
Согласно позиции 6 приложения к Постановлению Правительства N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, позицией 6 Постановления Правительства РФ N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки для объекта закупки "Работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности".
В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 001 632,29 рублей.
Объектом закупки N 0116300038524000001 является разработка документов территориального планирования "Генеральный план муниципального образования "Город Ленск" и "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Ленск".
Частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ определено, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В силу части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пункт 15 статьи 1 ГрК РФ относит к инженерным изысканиям изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
Вопросы, связанные с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, регламентированы статьей 47 ГрК РФ.
Статья 47 ГрК РФ предусматривает, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Часть 4.1 статьи 47 ГрК РФ устанавливает, что результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ генеральный план - это документ территориального планирования, который определяет назначение территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 23 ГрК РФ подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, муниципального округа, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа. В случаях, установленных законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности, внесение в генеральный план изменений может осуществляться применительно к части населенного пункта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как следует из части 1 статьи 41 ГрК РФ, документация по планировке территории утверждается в целях обеспечения ее устойчивого развития, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков и зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории и проект межевания территории является разновидностью документации по планировке территории.
Таким образом, исходя из приведенных норм Градостроительного кодекса, следует вывод о том, что при проведении закупки, результатом исполнения которого является разработка документа территориального планирования и внесений изменений в него, не могут быть установлены дополнительные требования о наличии опыта выполнения работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерные изыскания в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности осуществляются в целях обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства их частей, капитального ремонта.
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что объектом закупки в рассматриваемом случае являются работы по разработке документов территориального планирования генеральный план и внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования, вместе с тем в нарушение части 1 статьи 7, частей 3 и 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования по позиции 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571.
Указанные нарушения заказчика содержат признаки административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На участие в закупке подано 6 заявок, при этом запросов разъяснений на положения извещений от участников закупки не поступало, из чего следует вывод о том, что положения извещения потенциальным участникам были понятны.
Кроме того, по извещению установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии у участников действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (лицензируемый вид работ - установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории) и наличии у участников действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (со степенью секретности не ниже "Секретно").
Вместе с тем, из реестра лицензий установлено, что ООО "Брокер групп" специальной правоспособностью, требуемой для исполнения обязательств по указанному контракту - лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, не обладает.
Права и законные интересы участника закупки, не обладающего соответствующей специальной правоспособностью, не могут быть нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля при осуществлении закупки, для участия в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо наличие специальной правоспособности, в связи с изложенным обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Жалоба ООО "Брокер Групп" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брокер групп" на действия (бездействие) заказчика Администрации муниципального образования "город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на разработку документов территориального планирования "Генеральный план муниципального образования "Город Ленск" и "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Ленск" (извещение N 0116300038524000001) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 1 статьи 7, части 3 и 4 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 июня 2024 г. N 014/06/49-952/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024