Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от ГБУДО "Детский оздоровительно-образовательный центр "Маяк" (далее - Заказчик):
от ООО "ОО "СЕЛЕКТ" (далее - Участник, Общество, Исполнитель, Подрядчик):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 15.12.2023 в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение N 0345200016323000049 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание охранных услуг на территории филиалов ГБУ ДО ДООЦ "Маяк" ДООЛ "Восток", ДООЛ "Орион" (далее - конкурс).
На основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.12.2023 NИЗК1 победителем признан Участник.
В результате чего, 28.12.2023 между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 3/24-К на сумму 7 300 000,00 рублей (далее - Контракт, Договор)
Из обращения, направленного Заказчиком в Ленинградское УФАС, следует, что 04.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из существа решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта следует, что оно принято в связи с тем, что Участник перестал соответствовать требованиям извещения в части наличия действующей лицензии.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе), что было предусмотрено Контрактом.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом, установила, что соответствии с п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется собственными силами оказывать охранные услуги на территории филиалов ГБУ ДО ДООЦ "Маяк" ДООЛ "Восток", ДООЛ "Орион" (далее - "Услуги") в срок, предусмотренный настоящим Контрактом, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Описанию объекта закупки (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Кроме того, по Контракту:
- 1.2. Сроки оказания услуг: c момента заключения контракта, но не ранее 01 января 2024 г. с 00:00 ч. по 31 декабря 2024 г. 23:59 ч. (включительно).
- 1.4. Место оказания услуг:
- 187550, Российская Федерация, Ленинградская область, Тихвинский район, Тихвинский лесхоз, Пригородное лесничество, 34 квартал, ДООЛ "Орион";
- 187633, Российская Федерация, Ленинградская область, Бокситогорский муниципальный район, Ефимовское городское поселение, Соминская волость ДООЛ "Восток".
На основании п. 10.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2024 года (включительно). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя при их установлении Заказчиком.
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет, следующие важные обстоятельства.
28.12.2023 стороны подписали Контракт.
Из материалов дела следует, что Участник приступил к исполнению обязательств по Контракту и сдавал работы, так из цены Контракта в 7 300 000,00 рублей, на дату заседания Комиссии, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств согласно ЕИС 3 191 338,24 рублей.
Комиссия соглашается с действиями Заказчика выявившем несоответствие Участника требованиям Извещения на основании следующего.
В соответствии с требованиями Извещения, Исполнитель должен иметь копию действующей лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", дающую право на оказании услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охраной деятельности в Российской Федерации" либо Выписку из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. N 2343, либо Копия акта лицензирующего органа о принятом решении. Подтверждающая наличие у участника закупки действующей лицензии на частную охранную деятельность в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.20211 N 99-ФЗ ""О лицензировании отдельных видов деятельности", дающую право на оказании услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Либо копии документов, подтверждающие полномочия органа государственной власти или государственного предприятия на оказание охранных услуг.
Материалами дела подтверждается, что в составе заявки ООО "ОО "Селект" предоставило лицензию от "08" июня 2004 N 419 (ЧО N 053709), срок окончания действия лицензии 08.06.2024 г.
24.05.2024 Участник направил Заказчику письмо исх. N 026 с предупреждением о возможном отсутствии действующей лицензию на право оказания частных охранных услуг, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с разрешенным видом оказания услуг, предусмотренным статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В ответ ГБУ ДО ДООЦ "Маяк" направило Уведомление претензионной переписки N 1 от 28.05.2024. с просьбой предоставить в срок, установленный Контрактом для ответа на Уведомление, действующую лицензию.
В связи с тем, что оказание охранных услуг без действующей лицензии незаконно, 04.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
07.06.2024 Заказчик направил Участнику Уведомление претензионной переписки N 2 от 07.06.2024 о необходимости сдать охраняемые объекты ГБУ ДО ДООЦ "Маяк" и снять посты охраны 08.06.2024 в 23:59 ч.
ГБУ ДО ДООЦ "Маяк" приняло и оплатило оказанные услуги (с 01 января 2024 г. с 00:00 ч. по 08.06.2024 г. в 23:59 ч.).
Новая лицензия Заказчику на дату расторжения не предоставлена, в связи с чем организация, не имеющая лицензии на оказание охранных услуг, не вправе осуществлять охранную деятельность.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 04.06.2024, размешено на официальном сайте в единой информационной системе, согласно данным ЕИС получено Участником 04.06.2024 16:21 (МСК).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
Комиссия считает необходимым особо отметить, что полностью поддерживает позицию Заказчика о том, что у него действительно имелись обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными условиями и Описанием объекта закупки.
В Контракте имеются обязанности Участника соответствовать Извещению о необходимости лицензии, а Заказчик в полной мере руководствовался Контрактом, Законом о контрактной системе и нормами ГК при принятии решения.
Тем не менее Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Материалами дела подтверждается, что Участник вышел на объекты, оказывал услуги Заказчику, которые принимались и оплачивались, претензий по качеству услуг не направлялось.
Из пояснений Участника следует, что Общество своевременно инициировало процесс продления лицензии, однако получен отказ со стороны лицензирующего органа.
Участник отмечает, что поскольку Исполнитель регулярно, с 2004 года, продлевал действие лицензии, предвидеть такой исход было невозможно, Обществом был инициирован процесс получения новой лицензии, однако от лицензирующего органа было получено разъяснение, что, поскольку в соответствии с п.4 ч.7 ст.14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия не может быть получена лицом, у которого в данный момент имеется действующая лицензия, для получения новой лицензии требуется прекратить действие текущей лицензии.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени Обществом не получена новая лицензия, однако лицензия N 419 (ЧО N 053709) действовала до 08.06.2024.
Комиссия в некоторой степени относит к упущениям Общества незнание правил продления лицензии, зная о имеющемся Контракта, однако исходя из того, что претензий к оказанным услугам в части охраны Общества не направлялось, то Комиссия не находит оснований для безусловной необходимости задействования к механизма включения сведений в РНП.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела в полной совокупности и взаимосвязи не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП, при поддержке со стороны антимонопольного органа принятого решения об одностороннем отказе со стороны Заказчика.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ОО "СЕЛЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 июня 2024 г. N 047/10/104-1755/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2024