Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Красногорская городская служба" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение машины дорожной комбинированной (извещение N 0148200005424000450 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение о проведении Аукциона размещено - 24.05.2024;
2. начальная (максимальная) цена контракта - 125 123 868,80 рублей;
3. дата окончания подачи заявок - 14.06.2024;
4. на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку в извещении о проведении Аукциона не установлена выкупная цена оборудования, применяемого при оказании услуг в рамках исполнения контракта;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение машины дорожной комбинированной.
На заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения контракта осуществляется поставка транспортного средства для коммунального хозяйства и содержания дорог.
Вместе с тем, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлена стоимость оборудования за единицу товара.
При этом, в приложении N 2 к контракту установлены обязательства по оказанию услуг в том числе следующие:
"Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение машины дорожной комбинированной (выкуп); 0,00029125835; Условная единица; 12 000,00 руб.*".
Заказчиком в разделе 10 "Права на предмет лизинга" Проекта контракта установлено в том числе следующее:
"10.1. С даты приобретения Предмета лизинга Лизингодателем по Договору купли-продажи и до момента выкупа/досрочного выкупа Предмета лизинга Лизингополучателем право собственности на Предмет лизинга принадлежит Лизингодателю. Права владения и пользования Предметом лизинга в соответствии с его целевым назначением, в объеме и на условиях Контракта, принадлежат Лизингополучателю".
В пункте 16.2 раздела "Досрочный выкуп предмета лизинга. Переход права собственности на предмет лизинга" Проекта контракта установлено в том числе следующее:
"16.2 После окончания Срока лизинга при условии исполнения Лизингополучателем всех своих обязательств по Контракту, уплаты Лизингополучателем всех Лизинговых платежей и Выкупной цены по окончании Срока лизинга по настоящему Контракту, штрафных санкций, а также отсутствии задолженности Лизингополучателя, право собственности на Предмет лизинга переходит к Лизингополучателю".
Вместе с тем, разделе 2 проекта контракта установлено, что Срок лизинга - срок владения и пользования Предметом лизинга Лизингополучателем. Начинается с даты передачи Предмета лизинга Лизингодателем Лизингополучателю по Акту приема-передачи имущества в лизинг по договору лизинга (финансовой аренды) и заканчивается в последний день последнего периода Срока лизинга, указанного в приложении N 2 к Контракту либо в дату, предшествующую дате изъятия Предмета лизинга в связи с нарушением Лизингополучателем своих обязанностей в случаях, указанных в Контракте.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Целью обжалуемой закупки является приобретение коммунальной техники в лизинг.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закона о лизинге) договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
Согласно части 3 ст. 15 указанного 164-ФЗ, в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче Лизингополучателю в качестве предмета лизинга.
С учетом системного анализа законодательных норм, представляется возможным прийти к выводу о том, что Заказчиком закупается услуга (лизинг) с поставляемым товаром.
Федеральный закон N 44-ФЗ обособляет такие объекты закупки, как товар, работа, услуга, а в ряде случаев также выделяет работу (услугу), при выполнении (оказании) которой используется товар.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки.
Описание объекта закупок должно быть составлено с учетом требований статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно частям 5 и 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Правилами предусмотрено, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, объектом закупки являются услуги по финансовой аренде (лизингу) на приобретение машины дорожной комбинированной: код КТРУ 29.10.59.130-00000009 - Средство транспортное для коммунального хозяйства и содержания дорог;
Также в извещении об осуществлении закупки установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616. Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020N 616 запрет распространяется в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
Пунктом 16.2. проекта контракта установлено следующее: "После окончания Срока лизинга при условии исполнения Лизингополучателем всех своих обязательств по Контракту, уплаты Лизингополучателем всех Лизинговых платежей и Выкупной цены по окончании Срока лизинга по настоящему Контракту, штрафных санкций, а также отсутствии задолженности Лизингополучателя, право собственности на Предмет лизинга переходит к Лизингополучателю.".
В связи с изложенным, с целью поставки необходимой техники Заказчиком в извещении об осуществлении закупки указаны характеристики товара.
С учетом вступления в силу с 01.10.2023 пункта 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, характеристики поставляемого товара указываются в структурированном виде в ЕИС.
Таким образом, Заказчиком сформировано извещение об осуществлении закупки в соответствии с нормами Федерального закона N 44-ФЗ и/или изданных в его развитие правовых актов.
В поданной жалобе Заявитель также указывает, что в соответствии с положениями 164-ФЗ, право собственности на предмет лизинга может передаваться лизингополучателю только по окончании срока лизинга по выкупной цене, установленной договором и указывает на ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
Однако, ссылка на ст. 28 "Лизинговые платежи" указанного закона является некорректной, поскольку там нет данных условий, в то же время Заказчиком в Контракте так и предусмотрено, что право собственности передается по окончанию срока лизинга.
Это следует из Приложения N 2 к Контракту, согласно которому срок исполнения обязательства по выкупу наступает в течение 20 дней после окончания срока лизинга и из п. 16.2. проекта Контракта, на который указывает в жалобе Заявитель.
Таким образом, данный довод Заявителя о неправомерных действиях заказчика, является несостоятельным.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает на "Обзор судебной практики по спорам, связанным с договором финансовой аренды (лизинга)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.10.2021), согласно которому выкупная цена имущества может быть установлена в размере настолько меньшем, чем рыночная стоимость на момент выкупа, что она является символической.
Как установлено Заказчиком (Приложение N 2 к Контракту), стоимость обязательства по выкупу 10 единиц техники равняется 12 000 руб., то есть 1200 руб. за одну машину, то есть эта цена настолько меньше, чем рыночная, что является символической.
И далее в жалобе Заявитель указывает, что выделение Заказчиком отдельной позиции на товар приведет к тому, что после окончания исполнения ежемесячного обязательства на услуги лизинга, Лизингодатель будет вынужден оформлять первичный документ на поставку Товара.
Однако данный довод не соответствует условиям проекта контракта, а именно в Приложении N 2 (п. 1.2.) указано, что обязательство по поставке машины дорожной комбинированной должно быть исполнено в период от даты заключения контракта до 31.08.2024 года. Соответственно документы приемки по обязательству по поставке предоставляются Лизингодателем в течение 5 раб. дней после поставки, а не после окончания обязательства по лизингу".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части формирования описания объекта закупки подобным образом, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 июня 2024 г. N 050/06/105-19165/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2024