На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обращения Счетной палаты Российской Федерации (далее - Заявитель), содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по транспортному обслуживанию (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007523000076) (далее соответственно - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в Извещении ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки), поскольку в один объект закупки объединены лицензируемые и нелицензируемые виды деятельности, а именно оказание услуг по предоставлению транспортного средства, оснащенного средствами специальной связи системы Кавказ-9, и иных транспортных средств;
2) в Описании объекта закупки установлены требования к автомобилю Aurus Senat без возможности предоставления эквивалента.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 17.06.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.06.2024.
В результате рассмотрения обращения Заявителя и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 23.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 441 669 936 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.11.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка на участие в Аукционе;
7) Заказчиком с ФГУП "Главный центр специальной связи" заключен контракт от 21.11.2023 N 0173100007523000076.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено Описание объекта закупки, поскольку в один объект закупки объединены лицензируемые и не лицензируемые виды деятельности, а именно оказание услуг по предоставлению транспортного средства, оснащенного средствами специальной связи системы "Кавказ-9" для должности "Министр", с транспортными средствами без специальной связи для иных должностей, что ограничивает количество участников закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является оказание услуг по транспортному обслуживанию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к автомобилю для должности "Министр" установлено требование по специальному оснащению средствами специальной связи системы "Кавказ-9", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.03.2019 N 93с.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования Описания объекта закупки установлены в соответствии с потребностью Заказчика. Также представители Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные услуги функционально и технологически связаны между собой, и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требование о наличии лицензии на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлены исключительно к исполнителю по государственному контракту, заключаемому по итогам проведения Аукциона, что не ограничивает участников закупок, не имеющих лицензию на оказание услуг, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, принять участие в Аукционе.
Кроме того, в рамках исполнения государственного контракта исполнитель вправе привлекать соисполнителей. При этом автомобили, содержащиеся в Описании объекта закупки, не являются самостоятельным объектом закупки и используются в целях исполнения государственного контракта по оказанию услуг по автотранспортному обслуживанию.
Вместе с тем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода обращения Заявителя, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к автомобилю легковому, представительского класса для должности "Министр" без возможности предоставления эквивалента.
Комиссией установлено, что согласно таблице N 1 Описания объекта закупки, Заказчиком установлены требования к автомобилю легковому, представительского класса для должности "Министр", а именно:
- Эксплуатационные показатели: разгон до 100 км/ч: 5,7 сек;
- Двигатель: объем двигателя, куб. см.: 4400
Вместе с тем Комиссией установлено, что характеристики, указанные Заказчиком в Описании объекта закупки, не позволяют предоставить эквивалентные автомобили в целях оказания услуг по транспортному обслуживанию.
При этом Заказчиком на заседание Комиссии не представлены доказательства обратного.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика, ненадлежащим образом установившего Описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42
Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 26.06.2024 по делу N П-151/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июня 2024 г. N П-151/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024