Резолютивная часть решения оглашена 28.06.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 03.07.2024.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: зам.председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, члены Комиссии: Т.С. Рябкова -заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N 2" (далее по тексту также - заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.03.2024 N 94 на поставку бумагу для офисной техники (реестровый номер контракта 2482401027624000058), заключенного с индивидуальным предпринимателем Столяровым Семеном Николаевичем (далее по тексту также - поставщик) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346300093424000026, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта. Указанное обращение заказчиком размещено в ЕИС 25.06.2024.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена без участия представителей сторон.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 25.03.2024 заказчиком и поставщиком заключен контракт N 94 на поставку бумагу для офисной техники (реестровый номер контракта 2482401027624000058) (далее -контракт; договор). Разделом 1 контракта определено, что поставщик обязуется поставить бумагу для офисной техники (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту N 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п. 3.1 контракта товар должен поставляться с даты заключения Контракта по 30.10.2024 года, партиями в течение 5 рабочих дней со дня получения от Заказчика заявки на поставку товара, с указанием его ассортимента и количества, по адресу: 398046, г. Липецк, ул. Петра Смородина, 13. Контактный телефон: 44-75- 77.
Из представленных заказчиком документов, а также сведений ЕИС следует, что поставщик поставил товар 05.04.2024 только по одной заявке заказчика на сумму 80 895,00 рублей. 06.05.2024 заказчик направил поставщику по электронной почте заявку на поставку 100 пачек бумаги. В письме от 20.05.2024 заказчик, указал, что в срок, установленный п. 3.1 контракта, товар поставлен не был. Заказчик попросил поставщика в кратчайшие сроки выполнить свои обязательства. 28.05.2024 заказчиком в связи с неисполнением поставщиком заявки от 06.05.2024 направлена повторная заявка на поставку товара. Из претензии заказчика от 25.06.2024 следует, что товар по направленной 28.05.2024 заявке поставщиком не поставлен. Документы о приемке поставщиком в ЕИС не размещены. 13.06.2024 заказчиком в ЕИС размещено принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании ст. 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации в связи с неоднократным нарушением поставщиком сроков поставки товаров. Датой расторжения контракта является 25.06.2024.
В соответствии со статьей 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).
При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ч.2 ст.523 ГК РФ).
Пунктом 13.4 контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Приняв решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик выполнил все требования статьи 95 Закона о контрактной системе. Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика были основания для принятия указанного решения. По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Неисполнение поставщиком условий контракта по поставке товара, соответствующего условиям контракта, в установленный срок послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поставщик, как субъект предпринимательской деятельности, принимая решение об участии в закупке, должен был проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы, а также принял риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям закона, в том числе в виде невозможности исполнения контракта в установленный срок.
Таким образом, факт недобросовестного поведения поставщика, выразившегося в уклонении от надлежащего исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки, подтвержден материалами дела. Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что поставщиком были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Поведение поставщика свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него обязанностей по контракту. На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства надлежащим образом. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие:
- принятие поставщиком мер для надлежащего исполнения условий контракта, - что надлежащее исполнение поставщиком обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. С учетом изложенного, на основании п. 13 Правил имеются основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения в отношении индивидуального предпринимателя Столярова Семена Николаевича (ИНН 366609503907; номер реестровой записи в Едином реестре участников закупок: 24014432) в связи с односторонним отказом государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N 2" от исполнения контракта от 25.03.2024 N 94 на поставку бумагу для офисной техники (реестровый номер контракта 2482401027624000058; ИКЗ 242482401027648240100100280011712244).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения. Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии:
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 28 июня 2024 г. N РНП-48-80с/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024