На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения ФКУ УПРДОР "НижнеВолжское" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0860400000324000032 "Выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка табло переменной информации".
Срок проведения проверки: с 20.06.2024 по 27.06.2024 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными ФКУ УПРДОР "Нижне-Волжское".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
10.06.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0860400000324000032 "Выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка табло переменной информации" (далее - Аукцион).
Заказчиком данного Аукциона, является ФКУ УПРДОР "Нижне-Волжское"
(далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 120 000 000,00 рублей.
Согласно обращению ФКУ УПРДОР "Нижне-Волжское", поступившему в адрес Саратовского УФАС России, Заказчиком размещено извещение об осуществлении Аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики. поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее-Постановление Правительства N878) утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Согласно извещению о проведении закупки предметом закупки является табло переменной информации (ОКПД2 27.90.70.000), что соответствует позиции 142 перечня радиоэлектронной продукции, утвержденного Постановлением Правительства N 878 "27.90.70 Устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах".
ФАС России в письме N A/53616/20 от 25.06.2020 устанавливает критерии, по которым представляется возможным определить поставляется ли товар в рамках исполнения контракта.
Так, товар не является поставляемым, если:
- товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
- товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика;
- товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены технические характеристики для объекта закупки: табло переменной информации.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что значительную часть стоимости работ в настоящей закупке составляет стоимость табло переменной информации. Результатом закупки является поставленное и смонтированное на конкретном участке автомобильной дороги двустороннее табло переменной информации.
Соответственно конкретные характеристики Табло переменной информации, предлагаемого к поставке участником закупки, являются существенными для достижения наиболее эффективного результата закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, при закупке данного товара конкурентным способом в извещении должны быть установлены ограничения допуска в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Постановлением N 878, так как при описании объекта закупки, указаны требования к техническим и качественным характеристикам, а также его количеству именно для оборудования по отдельности. а не для системы в целом.
Данная закупка должна была быть размещена с указанием типа закупки поставка товара с выполнением работ по его монтажу, с указанием характеристик поставляемого товара в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС в "структурированном виде", что подразумевает необходимость применения ограничений, регламентированных Постановлением Правительства N 878.
Таким образом, Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях ФКУ УПРДОР "Нижне-Волжское" нарушение п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0860400000324000032 "Выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Установка табло переменной информации".
2. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадкипредписание об устранении допущенных нарушений.
3. Материалы внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать ввиду того, что ФКУ УПРДОР "Нижне-Волжское" обратилось в Саратовское УФАС России добровольно, сообщив о совершенном правонарушении с целью предотвращения дальнейшего нарушения прав участников закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 июня 2024 г. N 064/06/33-906/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024