Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Департамента Гагаринского административного района МО "Город Саратов" о включении в реестр недобросовестных поставщиков
ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" в связи с односторонним отказом заказчика от
исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160600005023000026 "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Ледовая арена в школе р.п. Соколовый МО "Город Саратов" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
19.06.2024 Департамент Гагаринского административного района МО "Город Саратов" (далее - Заказчик) представил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160600005023000026 "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Ледовая арена в школе р.п. Соколовый МО "Город Саратов" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
16.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Департамент Гагаринского административного района МО "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 83 258 462,22 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика
(подрядчика, исполнителя) от 25.05.2023 NИЭА1 заявка ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" (далее-Общество, Исполнитель, Подрядчик) признана соответствующей извещению о проведении Аукциона.
05.06.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 30 на выполнение работ по строительству ледовой арены в школе р.п. Соколовый муниципального образования "Город Саратов" по адресу: Саратовская область, г. Саратов, р.п. Соколовый, на участке с кадастровым номером 64:32:051809:13 (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 83 258 462,22 руб.
05.06.2023 заключено дополнительное соглашение N1, согласно которому устранена этапность контракта, добавлено условие об авансировании контракта в размере 30%.
13.06.2023 заключено дополнительное соглашение N2, согласно которому изменен источник финансирования контракта.
29.06.2023 Заказчиком выплачен аванс Подрядчику на сумму 24 977 538,67 рублей (платежное поручение N3705 от 29.06.2023).
31.08.2023 заключено дополнительное соглашение N3, согласно которому увеличен срок выполнения работ: по 27.11.2023.
02.10.2023 Заказчиком произведена оплата за выполненные работы на сумму 14 333 872,45 руб. (платежное поручение N5638 от 02.10.2023).
09.10.2023 Подрядчиком в ЕИС размещен документ о приемке N1 на сумму 20 476 532,07 руб., Заказчик подписал документ о приемке 09.10.2023.
28.09.2023 в адрес Подрядчика направлено письмо N 01-16/3212 о необходимости увеличения производительности работ на объекте в установленные сторонами сроки.
02.10.2023 Заказчиком произведена оплата за выполненные работы на сумму 14 333 572,45 рублей (платежное поручение N5638 от 02.10.2023).
02.11.2023 заключено дополнительное соглашение N 4, согласно которому включены новые виды работ "07-02-01 Планировка и организация земельного участка" на сумму 6 835 104,85 руб.; цена контракта увеличилась до 90 093 567,07 руб.
13.11.2023 Заказчиком выплачен аванс Подрядчику на сумму 2 050 531,45 рубль (платежное поручение N7198 от 10.11.2023).
15.11.2023 заключено дополнительное соглашение N 5, согласно которому включены новые виды работ "02-01-01 Конструктивные решения. Конструкции железобетонные. Ледовая арена." на сумму 230 521,61 руб., "02-01-09 Система холодоснабжения" на сумму 695 559,61 руб.; стоимость работ "Планировка и организация земельного участка" увеличилась на 1 505 636,89 руб., цена контракта увеличилась до 92 525 285,18 руб.
17.11.2023 Подрядчиком в ЕИС размещен документ о приемке N2 на сумму 45 922 563,06 руб.
24.11.2023 выплачен аванс на сумму 729 515,43 руб.
27.11.2023 заключено дополнительное соглашение N 6, согласно которому увеличен срок выполнения работ до 25.12.2023.
07.12.2023 заключено дополнительное соглашение N 7, согласно которому изменился руководитель у подрядчика.
08.12.2023 документ о приемке от 17.11.2023 N 2 на сумму 45 922 563,06 руб. подписан заказчиком.
12.12.2023 Заказчиком произведена оплата за выполненные работы на сумму 32 145 794,15 руб. (платежное поручение N8003 от 12.12.2023).
29.12.2023 Подрядчиком в ЕИС размещен документ о приемке N3 на сумму 17 752 971,52 руб.
29.12.2023 документ о приемке N3 на сумму 17 752 971,52 руб. подписан Заказчиком.
29.12.2023 Заказчиком произведена оплата за выполненные работы на общую сумму 12 427 080,07 руб.
15.01.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/45 на сумму 80 382,90 руб.
22.01.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки, в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/114 на сумму 125 040,06 руб.,
30.01.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки, в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/197 на сумму 160 765,80 руб.
21.02.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки, в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/469 на сумму 259 011,56 руб.
22.02.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки, в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/487 на сумму 925 252,85 руб.
27.02.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки, в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/510 на сумму 285 805,86 руб.,
11.03.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/620 на сумму 343 860,17 руб.
21.03.2024 заключено дополнительное соглашение N 8 (изменились реквизиты у подрядчика).
25.03.2024 Подрядчиком в ЕИС размещен документ о приемке N 4 на сумму 3 913 268,07 руб.
25.03.2024 документ о приемке N4 на сумму 3 913 268,07 руб. подписан Заказчиком.
27.03.2024 Заказчиком произведена оплата за выполненные работы на сумму 2 739 287,66 руб.
06.05.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки, в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/1231 на сумму 576 077,43 руб.
17.05.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/1332 на сумму 638 597,47 руб.
20.05.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия (требование) об уплате неустойки в связи с нарушением сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 01-17/1355 на сумму 539 584,06 руб. и требование завершить работы, предусмотренные контрактом до 24.05.2024.
На 05.06.2024 стоимость исполненных Подрядчиком обязательств
88 065 334,72 руб.
Согласно пояснениям Заказчика, Подрядчик не выполнил следующие виды работ, предусмотренные Контрактом:
- 02-01-03 Архитектурные решения на сумму 1 759 543,73 руб.;
- 02-01-05 Внутренние сети водоснабжения на сумму 355 230,40 руб.;
- 02-01-06 Внутренние сети водоотведения на сумму 158 986,18 руб.;- 07-02-01 Планировка и организация земельного участка на сумму
2 186 190,15 руб.
Общая стоимость не исполненных Подрядчиком обязательств составила
4 459 950,46 рублей. Фактически оплачено Заказчиком 89 403 319,88 руб.
24.06.2024 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено требование о возврате денежных средств.
Из пункта 1 статьи 723 ГК РФ следует, что стороны вправе установить в договоре меры воздействия на подрядчика, выполнившего работу некачественно. По общему правилу, в случае выполнения подрядчиком работы с недостатками, которые делают результат непригодным для использования, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика либо безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.3 Контракта он может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в связи с неисполнением обязательств по Контракту со стороны Подрядчика, а именно нарушением Подрядчиком сроков (этапов) выполнения Работ, Заказчиком в соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 05.06.2024 сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссией установлено, что работы, предусмотренные Контрактом Подрядчиком выполнены не в полном объеме.
05.06.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 05.06.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым 18.06.2024.
Комиссией установлено, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока Подрядчиком нарушения не устранены, Обществом не предприняты достаточные меры по окончанию выполнения работ на объекте, а также не указаны объективные причины невыполнения работ в сроки, предусмотренные Контрактом, а также невозможности окончания выполнения работ в срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" неисполнение контракта в регламентированный срок связано с затягиванием со стороны Заказчика сроков передачи объекта и непредставления необходимой документации.
С данными доводами нельзя согласиться в связи со следующим.
Контрактом не предусмотрены сроки представления документации, на которые ссылается Общество. Согласно пояснениям Заказчика вся необходимая документация для выполнения работ, в том числе проектная документация, размещена в единой информационной системе в сфере закупок в реестре контрактов.
При рассмотрении информации Общество не представило доказательств невозможности выполнения работ в сроки, предусмотренные Контрактом, а также не указало сроки, в течение которого объект будет сдан в полном объеме.
Комиссией Саратовского УФАС России учтен факт, что данная закупка проводилась для реализации муниципальных нужд и объект является социально значимым, в связи с чем, действуя разумно и добросовестно, учитывая высокую общественную значимость работ на объекте и в целях надлежащего исполнения обязательств в ходе исполнения контракта Подрядчику было необходимо соблюдение сроков выполнения работ. Нарушение сроков выполнения работ могло повлечь за собой нарушения прав граждан, которые не получили возможность использовать объект по назначению.
Подавая заявку на участие в аукционе ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" в соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе выразило согласие на выполнение работ по контракту на условиях, предусмотренных Извещением о проведении Аукциона.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом
или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте ст. 8 ГК РФ приняло на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой его действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Исполнителя как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В силу ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В связи с тем, что ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" не исполнило обязательства, предусмотренные Контрактом, информация в отношении ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Департаментом Гагаринского административного района МО "Город Саратов" в отношении ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" (410012, САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г.о. ГОРОД САРАТОВ, Г САРАТОВ, УЛ БОЛЬШАЯ САДОВАЯ, Д. 158, ОФИС 401В, ПОМЕЩ. 23, ИНН: 6452936734, КПП: 645301001, Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа: ______________________) включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении
ООО "САРАТОВСТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 26 июня 2024 г. N 64-169
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024