Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в утвержденном составе: Сучков О.Н. - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии УФАС; Смышляева И.А. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС; Косоногова Е.А. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии УФАС, рассмотрев жалобу (вх. N 3563-ЭП/24 от 26.06.2024) ООО "ЭКОДОМ" (далее - Заявитель) на положение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0830600001624000118 "Благоустройство территории парка Евковка", на действия/бездействие Заказчика - МКУ "Служба городского хозяйства" при проведении закупки, в присутствии представителя Заказчика, в отсутствии представителя Заявителя,
У С Т А Н О В И Л А:
23.06.2024 в 23:37 жалоба Заявителя размещена в Единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru, далее - ЕИС), 25.06.2024 жалоба передана ФАС России в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС), 25.06.2024 жалоба зарегистрирована в УФАС.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если 1 Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с Законом о контрактной системе изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Согласно извещению об осуществлении закупки (далее - извещение) дата и время окончания срока подачи заявок 24.06.2024 09:00 (мск).
Таким образом, жалоба Заявителя подана в установленный срок и принята УФАС к рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила N 1576), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576.
Уведомлением от 26.06.2024 лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, посредством размещения информации в ЕИС сообщено о назначении рассмотрения жалобы на 01.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, сообщено о возможности рассмотрения жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети "Интернет" (далее - ВКС).
В соответствии с требованиями ст.ст. 99, 105, 106 Закона N 44-ФЗ, Правил N 1576 Комиссией УФАС в рамках рассмотрения жалобы Заявителя проведена внеплановая проверка. В рамках рассмотрения жалобы и внеплановой проверки установлено следующее. 06.06.2024 в ЕИС размещено извещение.
Согласно извещению объектом (предметом) закупки является "Выполнение работ по объекту: "Благоустройство территории парка Евковка". Начальная (максимальная) цена контракта - 257 238 943,93 руб. В составе извещения в ЕИС размещены следующие файлы: "Microsoft Word Document Описание объекта закупки; Microsoft Word Document Обоснование НМЦК Евковка; Microsoft Word Document Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе; RAR архив Рабочая и сметная документация.part1; RAR архив Рабочая и сметная документация.part2; Microsoft Word Document Проект контракта Евковка; Microsoft Word Document Требование к содержанию, составу заявки +инструкция". В извещении установлены требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и позицией 9 раздела II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" (далее - Дополнительные требования) приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571), а именно: "Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной 2 (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.". В Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по детализирующему показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки" указано: "К оценке по данному детализирующему показателю принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по благоустройству территорий. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случая, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Перечень документов, подтверждающих наличие у участников закупки опыта выполнения работ:
-исполненный договор (договоры), -акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт выполненных работ, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Опыт выполнения участником закупки работ в качестве субподрядной организации не учитывается.". Заявитель не согласен с установленными требованиями, в частности, по оценке исключительно исполненного договора (договоры), предусматривающего выполнение работ по благоустройству территорий, и не по учету опыта выполнения участником закупки работ в качестве субподрядной организации. Заказчик не согласен с доводом Заявителя, представлены письменные возражения. Заказчик указал, что закупка проводится в соответствии с муниципальной программой "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Вологда"", утвержденной постановлением Администрации г. Вологды от 19.05.2017 N 511 (с последующими изменениями). 3 В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закон о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке заявок на участие в закупке).
Согласно пп. "в" п. 28 Положение об оценке заявок на участие в закупке в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положение об оценке заявок на участие в закупке (наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положение об оценке заявок на участие в закупке:
-устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В силу правовой позиции ФАС России (письмо от 29.12.2023 N ПИ/113129/23) установление заказчиком в порядке оценки заявок положения, предусматривающего принятие к оценке сведений исключительно по договорам генерального подряда, не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что подтверждается выводами ФАС России, изложенными в решениях от 14.04.2021 по делу N 21/44/105/423, от 01.06.2022 по делу N 28/06/105-1626/2022, а также решениями Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 04.03.2024 N 035/06/32- 191/2024 (04-11/65-24), от 22.12.2023 N 035/06/49-1017/2023.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлены критерии оценки заявок участников закупки, одним из которых является "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки"). Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить Заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям Заказчика в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки. 4 В соответствии с п. 24 Положение об оценке заявок на участие в закупке для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положение об оценке заявок на участие в закупке, один или несколько из показателей оценки, в частности, показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта". Исходя из положений п.п. "в" п.а 28 Положение об оценке заявок на участие в закупке заказчик самостоятельно устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя").
В соответствии с п. 2.1.1 раздела III. "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка оценки к оценке детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по благоустройству территорий. В письме ФАС России от 19.10.2015 N АЦ/57532/15 указано, что в случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки. Положение об оценке заявок на участие в закупке не определено понятие сопоставимости работ. Следовательно, Заказчику предоставлено право самостоятельно определять сопоставимые по характеру контракты, представляемые участниками закупки для оценки по критерию "Квалификация участников закупки". Соответственно, в рассматриваемой ситуации заказчиком при определении предмета оценки по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" соблюдены требования законодательства о контрактной системе. Постановление N 2604 императивно не устанавливает условие о необходимости подтверждения опыта на выполнение работ по благоустройству именно контрактами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. Постановление N 2604 регламентирует порядок оценки заявок и не имеет отношения к дополнительным требованиям к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаемым в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются Постановлением N 2571.
Понятия "Дополнительные требования к участникам закупки" и "Порядок оценки и рассмотрения заявок" не являются тождественными, направлены на достижение различных целей и в случае их несоблюдения участником закупки несут различные последствия для последнего. Наличие/отсутствие опыта, предусмотренного Постановлением N 2571, является условием допуска к участию в закупке. При этом отсутствие опыта, установленного Порядком оценки, не влияет на допуск участников закупки, а приведет только к начислению "0 баллов" по критерию. По мнению Заказчика, он правомерно
установил
положение о применении критерия оценки, согласно которому к оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по благоустройству территорий. Указанное требование соответствует Постановлению N 2604.
Заказчик опирается на право определения из круга участников конкурса по критерию "Квалификация участников закупки" наиболее квалифицированного участника закупки, что обусловлено спецификой закупки и социальной значимостью. Такая позиция Заказчика подтверждается решения территориальных органов ФАС России, в частности, от 04.08.2023 N 035/06/32-587/2023, от 17.05.2023 по делу N 029/06/48-392/2023, от 03.04.2023 N 056/06/42- 310/2023, от 10.05.2023 N 044/06/105-274/2023. 5 Заказчик считает, что доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, не представлено. Комиссия УФАС, проанализировав доводы Заявителя, возражения Заказчика и материалы жалобы в их совокупности, пришла к следующему выводу.
Согласно правовой позиции Минфина России (письмо от 20.10.2023 N 24-01-07/100177 "Об отказе в принятии жалобы к рассмотрению при отсутствии у участника закупки специальной правоспособности") к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных закупок в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной систем в приложении к Постановлению N 2571.
Участниками указанных в таком приложении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, отдельных видов закупок могут являться исключительно лица, соответствующие Дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Постановлением N 2571.
В этой связи несоответствие участника закупки Дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением N 2571, является основанием для отказа (на основании п.п. "а" п. 2 ч. 8 ст. 105 Закона N 44-ФЗ по причине подачи жалобы с нарушением ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе) контрольным органом в сфере закупок в принятии к рассмотрению по существу жалобы в отношении закупки, при осуществлении которой к участникам закупки установлены такие дополнительные требования. Заявителем (ООО "ЭКОДОМ", ИНН 7724499299) не представлены в Комиссию УФАС доказательства, подтверждающие соответствие Дополнительным требованиям. В ЕИС не установлена информация/сведения о наличии у Заявителя соответствующего опыта выполнения работ, отвечающих предмету закупки. Кроме того, в силу п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, у участников закупки должна отсутствовать недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно сведениям официального сайта ФНС России (https://pb.nalog.ru) у ООО "ЭКОДОМ" (ИНН 7724499299) имеются недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В силу ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов, а также право на участие в оспариваемой закупке.
Согласно правовой позиции Минфина России (письмо от 14.02.2022 N 24-01-09/10138) формулы оценки, предусмотренные п. 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя. Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных п. 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке. Формулы, при которых заказчик не устанавливает предельное (предельные) значение (значения) (п.п. "а" и "б" п. 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке), предусматривают присвоение баллов, исходя из нижеследующего:
-заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;
-заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
-иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы), исходя из цены деления, рассчитываемого (в рамках "правого компонента" 6 каждой формулы) на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значений. Подход, при котором оценка заявок осуществляется от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим значениями из представленных в таких заявках, обусловлен тем, что заранее не известны и не ограничиваются значения, которые могут быть предложены разными участниками закупки. Заказчик также вправе применить иной подход путем применения формул с установлением предельных значений (п.п. "в" - "з" п. 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке), при которых у заказчика имеется возможность в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе определить вышеуказанные наименьшее и (или) наибольшее значения (экстремумы), между которыми будет производиться оценка заявок от 0 до 100 баллов.
Таким образом, Заказчик самостоятельно выбирает способ оценки соответствующего показателя (применение формулы расчета количества баллов или шкалы, предельных величин значимости показателей оценки) ввиду отсутствия в Законе N 44-ФЗ и Положении N 2604 конкретных требований в составе критериев оценки заявок участников закупки, а также точного определения понятия "пропорциональной" зависимости между сведениями в отдельном показателе или критерии оценки заявок участников и их количественной оценкой. В определениях судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 N 307-ЭС19-21226, от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629, от 08.10.2019 N 307-ЭС19-12629 изложена правовая позиция, согласно которой, основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки. Установление заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающих конкретный критерий. Договор субподряда не может являться подтверждением соответствия потребности заказчика, поскольку лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт выполнения работ всего объекта в целом, в частности, опыт по сдаче объекта, а также исполнению гарантийных обязательств. Аналогичная правовая позиция указана в письмах Минфина России от 31.05.2022 N 24-06-08/50855, от 27.04.2022 N 24-06-06/38485, от 17.01.2023 N 24-06-06/2611 и письме ФАС России от 01.06.2023 N ПИ/43159/23.
С учетом изложенного, доводы Заявителя является необоснованными. Заказчиком даны надлежащие пояснения, подтверждающие правомерность действий комиссии по осуществлению закупки. Доказательства, опровергающие позицию субъекта контроля, в Комиссию УФАС в рамках рассмотрения жалобы Заявителем не представлены. Жалоба Заявителя является необоснованной. В рамках внеплановой проверки признаков нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено. Доказательства, свидетельствующие о нарушении Закона N 44-ФЗ, в материалы жалобы не представлены. Доводы Заявителя об ограничении конкуренции (нарушении требований антимонопольного законодательства) образуют самостоятельный предмет для рассмотрения, вследствие чего такие доводы выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе. В связи с тем, что доказательства, свидетельствующие об ограничении конкуренции, не представлены, основания для передачи жалобы в антимонопольный орган на предмет установления наличия или отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют. Руководствуясь ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Правилами N 1576, Комиссия УФАС
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ЭКОДОМ" необоснованной. 7 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии подпись О.Н. Сучков
Члены Комиссии: подпись И.А. Смышляева подпись Е.А. Косоногова 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 1 июля 2024 г. N 035/06/31-524/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024