Резолютивная часть объявлена 27 июня 2024 года Изготовлено в полном объеме 02 июля 2024 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
Волкова М.В. |
председатель Комиссии, |
Радышевская В.А. |
член Комиссии, |
|
Боева А.Ю. |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "РТК МЕДИЦИНСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ" (далее - ООО "РТК МЕДИЦИНСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ") |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заявителя |
Концедалов Д.С. (по доверенности, личность удостоверена |
|
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" (далее - ОБУЗ "КОМКБ") |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителей заказчика |
Локтионов А.Б. (по доверенности, личность удостоверена), Рожкова Н.Р. (по доверенности, личность удостоверена), Ребенсдорф Е.Н. (по доверенности, личность удостоверена) |
|
Уполномоченный орган |
Министерство имущества Курской области |
|
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия; поступило (вх. N3998-ЭП/24 от 27.06.2024) ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя уполномоченного органа) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144200002424000081 |
|
Объект закупки |
Поставка медицинского изделия - установки навигационной стереотаксической в комплекте с принадлежностями, совместимой с микроскопом, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия, гарантийное обслуживание |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
43 150 000 руб. 00 коп. |
|
Дата размещения извещения о закупке |
06.05.2024 |
|
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
Изменение извещения о проведении электронного аукциона от 13.05.2024 NИИ1; Изменение извещения о проведении электронного аукциона от 11.06.2024 NИИ2; Изменение извещения о проведении электронного аукциона от 17.06.2024 NИИ3. |
|
Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 13.05.2024 NРИ1; Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 17.06.2024 NРИ2. |
|
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
21.06.2024 |
|
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
1 (одна), с идентификационным номером заявки A-191963. |
|
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
1 (одна), с идентификационным номером заявки A-191963. |
|
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
|
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
|
Национальный проект |
- |
Заседание проведено комплексно: очно и дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/8817428218, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
по мнению заявителя:
1. заказчиком не исполнено предписание, выданное Комиссией Курского УФАС России заказчику 30.05.2024 г. по результатам рассмотрения дела N046/06/42-330/2024.
2. заказчиком после внесения изменений в описание объекта закупки в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_") установлены характеристики, соответствующие товару единственного производителя.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представители Заказчика возражали против довода жалобы, указали, что извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиями ФЗ "О контрактной системе_";
- представитель заявителя поддержал довод жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы, по результатам ее рассмотрения и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с извещением, протоколами, составленными в ходе проведения электронного аукциона, размещенными на официальном сайте ЕИС:
- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 06.05.2024 г.;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 21.06.2024 г.;
- на участие в электронном аукционе поступила 1 (одна) заявка;
- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2024 NИЭА2 победителем электронного аукциона был признан участник с идентификационным номером заявки A-191963;
- 27.05.2024 г. Комиссией Курского УФАС России рассмотрена жалоба ООО "РТК МЕДИЦИНСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ";
- по результатам рассмотрения дела, возбужденного по данной жалобе (дело N046/06/42-330/2024) Комиссией было установлено, что заказчик при формировании и размещении извещения об осуществлении закупки нарушил положения требования 2 ст. 8, ч. 6 ст. 31, ч.1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе_";
- в целях устранения допущенных нарушений, Комиссией было выдано предписание, согласно которому заказчику необходимо было отменить протоколы, внести изменения в извещение об осуществлении закупки, приведя его положения в соответствие с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, с учетом решения по делу N046/06/42-330/2024, назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. От заказчика 17.06.2024 г. в Курское УФАС России поступили сведения об исполнении предписания - об отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесении изменений в извещение. Изменение извещения о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС 11.06.2024 г. Таким образом, в установленные предписанием сроки заказачиком, уполномоченным учреждением, оператором электронной площадки выполнены требования об устранении нарушений по закупке N0144200002424000081.
На дату рассмотрения настоящего дела контракт по результатам электронного аукциона заказчиком не заключен.
20.06.2024 г. в Курское УФАС России повторно поступила жалоба ООО "РТК МЕДИЦИНСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ". Заявитель в своей жалобе указывает на то, что заказчиком не исполнено предписание, выданное Комиссией Курского УФАС России заказчику 30.05.2024 г. по результатам рассмотрения дела N046/06/42-330/2024.
Как установлено Курским УФАС России при рассмотрении сведений и документов поступивших от заказчика 17.06.2024 г., выданное заказчику, уполеномоченному органу, оператору электронной плащадки предписание по делу N046/06/42-330/2024 исполнено, в т.ч. заказчиком с учетом решения по указанному делу, что подтверждается следующим.
Заказчиком в описание объекта закупки внесены изменения в "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики медицинского изделия (при необходимости)". Так, подтверждением исполнения предписания по делу N046/06/42-330/2024 являются следующие изменения, внесенные в описание объекта закупки. По всем спорным и указывающим на товар Страйкер (РЗН 2017/5659 06.04.2023 года) позициям Заказчик дополнил в столбце "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики медицинского изделия (при необходимости)" союзом и/или, так, например, "Маска для регистрации пациента спинальная и/или генератор, устанавливаемый сбоку".
В этой связи, довод жалобы о неисполнении заказчиком предписания по делу N046/06/42-330/2024 не нашел подтверждения материалами дела.
2. Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ "О контрактной системе..." конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе_" установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N145) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил.
В силу п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных п.5 Правил.
Как установлено п.6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Описание объекта закупки определено Заказчиком в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" и размещено в ЕИС 13.05.2024.
Так, Заказчиком при описании объекта закупки была использована позиция Каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ) 32.50.50.190-00002788, наименование товара по КТРУ - "Система хирургическая роботизированная навигационная".
Заявитель в своей жалобе указал следующее: "Заказчик сформулировал описание объекта закупки таким образом, что по совокупности требуемых заказчику характеристик под все требования Заказчика единовременно подходит только навигационная система - модель Nav3i производства "Страйкер Лейбингер ГмбХ унд Ко. КГ", Германия (Stryker Leibinger GmbH & Со. KG, Botzinger Str. 41,79111 Freiburg, Germany).
Доступ к спорной закупке других навигационных систем (не уступающих по возможностям) исключен именно за счет включения в ТЗ требований, не имеющих клинической значимости и не оказывающих никакого влияния на качество оказания медицинской помощи".
Данный довод заявителя не нашел подтверждения материалами дела.
Так, согласно информации официального сайта ЕИС, в позиции КТРУ 32.50.50.190-00002788 установлены характеристики товара обязательные для применения Заказчиками при описании объекта закупки, так и дополнительные, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Как подтверждается материалами дела, Заказчиком при описании объекта закупки указаны характеристики и значения характеристик, которые предусмотрены КТРУ 32.50.50.190-00002788: "Диагональ монитора (Дюйм (25,4 мм)) - 17 и
32, Монитор - Внешний, Наличие ИБП - Да, Способ ввода - Планшет".
Учитывая положения п.5 Правил, Заказчику при указании дополнительных характеристик товара необходимо руководствоваться положениями ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." и п.6 Правил.
Как подтверждается материалами дела, заказчиком при описании объекта закупки установлена дополнительная информация, а также размещено обоснование необходимости использования таких характеристик и информации.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в определении от 10.04.2019 N301-ЭС19-4478 по делу NА398-2827/2018, заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребность с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных медицинских изделий для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не повлекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей закупок, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок заказчиком. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Кроме того, заявитель в своей жалобе указал следующее: "Адаптер для интеграции инструмента от 2 до 7 мм; Адаптер для интеграции инструмента от 7 до 13 мм; Адаптер для интеграции инструмента от 13 до 20 мм; Адаптер для интеграции инструмента от 20 до 27 мм: наличие.
Речь идет о возможности прикрепить обычный ненавигируемый хирургический инструмент к специальному адаптеру навигационной системы, чтобы дать хирургу возможность пользоваться привычным ему и наиболее подходящим под клиническую ситуацию инструментом, одновременно используя возможности навигационной системы.
Большинство представленных на рынке навигационных систем предоставляют хирургу такую возможность.
Однако дифференциация адаптируемого инструмента по размерам - свойство, присущее одной единственной навигационной системе: системе производства "Страйкер Лейбингер ГмбХ унд Ко. КГ ", Германия (Stryker Leibinger GmbH & Со . KG, Botzinger Str. 41,79111 Freiburg, Germany).
Заказчик требует конкретного диапазона значений для размера адаптируемого инструмента: от 2 до 27 мм".
Представители заказчика на заседании Комиссии и в представленных в материалы дела письменных пояснениях указали следующее: "в описании объекта закупки, опубликованные 11.06.2024 года указаны следующие характеристики:
1. адаптер и/или переходники для интеграции инструмента от 2 до 7 мм - наличие;
2. адаптер и/или переходники для интеграции инструмента от 7 до 13 мм - наличие;
3. адаптер и/или переходники для интеграции инструмента от 13 до 20 мм - наличие;
4. адаптер и/или переходники для интеграции инструмента от 20 до 27 мм - наличие
Адаптеры захватывающие вышеуказанный диапазон существуют в комплектации производителей таких навигационных станций как Страйкер (РЗН 2017/5659 06.04.2023 года), Медтроник (ФСЗ 2010/06786 от 26.01.2022 года)
Указанный диапазон был выбран не на основе исследований, а на основе необходимости отделения клиники регистрировать инструменты различных размеров: ширины, длины, радиуса.
Необходимый диапазон полностью соответствует запросам клиники, покрывая, как инструменты маленького размера для проведения вентрикулостомии, так и для более крупных инструментов для проведения остеотомии или резекций на позвоночнике".
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что характеристики, указанные в описании объекта закупки были взяты Заказчиком как из регистрационных удостоверений, так и инструкций, размещенные в открытом доступе на сайте Росздравнадзора, и каталогов официального производителя к медицинским изделиям.
Так, представлена инструкция по применению медицинского изделия "Медтроник Навигейшн, Инк. - США" (ФСЗ 2010/06786 от 26.01.2022 года), копии регистрационных удостоверений, коммерческие предложения.
Комиссией Курского установлено, Регистрационное удостоверение медицинского изделия "Медтроник Навигейшн, Инк.- США" (ФСЗ 2010/06786 от 26.01.2022 года) не содержит в себе информации о характеристиках и значениях показателей установленных в описании объекта закупки, при этом инструкция по применению медицинского изделия содержит в себе информацию, подтверждающую соответствие характеристик и значений показателей медицинского изделия, значение характеристик, установленных заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
В коммерческих предложениях, представленных заказчиком в материалы дела, содержатся характеристики, показатели и их значения, которые приенены заказчиком в описании объекта закупки.
Как подтверждается материалами дела, в направленных Заказчику коммерческих предложениях ООО "Ирвин", ООО "РегуМед", ООО "ЛЕКНА" участники предложили медицинское изделие "Система хирургическая роботизированная навигационная" производителя "Страйкер Лейбингер ГмбХ унд Ко. КГ" Германия", так и "Медтроник Навигейшн, Инк." - США".
Таким образом, требованиям заказчика по позиции "Система хирургическая роботизированная навигационная" соответствуют товары как минимум двух производителей: "Страйкер Лейбингер ГмбХ унд Ко. КГ" Германия" (РЗН 2017/5659 06.04.2023 года), "Медтроник Навигейшн, Инк." (ФСЗ 2010/06786 от 26.01.2022 года).
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, документацией, регламентирующей порядок проведения торгов не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 06.03.2019 N305-ЭС19-631.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
При таких обстоятельства, изучив в совокупности и взаимосвязи, представленные в материалы дела сторонами документы и сведения, выслушав устные пояснения сторон, На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТК МЕДИЦИНСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ" необоснованной.
2. Дело N046/06/42-401/2024 производством прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии: М.В. Волкова
Члены Комиссии: В.А. Радышевская
А.Ю. Боева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 2 июля 2024 г. N 046/06/42-401/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024