Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_ _ _ |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в отсутствии представителя заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального района "Хомутовский район" Курской области (далее - МКУ "Управление по обеспечению деятельности омс муниципального района"), в отсутствии представителя индивидуального предпринимателя - ... (далее - ИП _), уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, в том числе о технической возможности дистанционно принять участие с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/4460739428 (указана в уведомлении Курского УФАС России исх. NМB/2460/24 от 21.06.2024 г.) при ведении аудиозаписи,
рассмотрев в порядке ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) представленное заказчиком - МКУ "Управление по обеспечению деятельности омс муниципального района" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ИП _ (адрес: 305000, Россия, Курская обл., г. Курск, ул. Горького, 37; ИНН:462001146823), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 21.06.2024 г. (вх. N3859) поступило обращение заказчика - МКУ "Управление по обеспечению деятельности омс муниципального района" о включении информации в отношении ИП _ (адрес: 305000, Россия, Курская обл., г. Курск, ул. Горького, 37; ИНН:462001146823) в РНП в связи с уклонением - ИП _ от заключения контракта по предмету: "Поставка бензина автомобильного марки АИ-92 К5" (закупка N0344300125824000001).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
29.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N0344300125824000001 для нужд заказчика по предмету: "Поставка бензина автомобильного марки АИ-92 К5", ИКЗ:243462600404846260100100140011920244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 194 400 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.06.2024 NИЭА1, победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) была признана индивидуальный предприниматель _ (идентификационный номер заявки 165).
В силу ч.1 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_", по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч.1 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию и документы, предусмотренные п.1 ч.2 ст.51 44-ФЗ.
Согласно ч.3 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно официального сайта ЕИС, протокол подведения итогов электронного аукциона от 11.06.2024 г., размещен заказчиком 11.06.2024 г.
В силу п.1 ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" регламентированный срок для размещения заказчиком проекта контракта - 14.06.2024 г. (включительно). Как подтверждается материалами дела, заказчиком на официальном сайте ЕИС проект контракта без своей подписи размещен - 11.06.2024 г. и в тот же день направлен участнику - _
Регламентированный срок для подписания контракта со стороны победителя закупки в силу п.1 ч. 3 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" - до 19 июня 2024 г. (включительно).
В установленный срок - до 19.06.2024 23:59 (время московское) _ не размещены на электронной площадке документы, предусмотренные ФЗ "О контрактной системе...", ни проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, ни протокол разногласий, ни приложил обеспечение исполнения контракта.
В силу 6 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
20.06.2024 г. оператор электронной площадки направил Заказчику уведомление об уклонении участника закупки от заключения контракта.
20.06.2024 г. Заказчиком был сформирован протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта, данный протокол размещен на официальном сайте ЕИС 20.06.2024 NППУ20_1.
Индивидуальный предприниматель _ в материалы дела предоставила письменные пояснения (исх. N23 от 26.06.2024), согласно которым: "Уважаемая комиссия УФАС России по Курской области, прошу, пожалуйста, не вносить меня в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за то, что не смогла подписать контракт N0344300125824000001 в установленные сроки. Умысла уклоняться не было вообще. Но в связи с нехваткой работников приходится работать вместо оператора АЗС вот и закружилась, оставив на последний день. А 19.06.2024 возвратившись из Курска РН "Черноземье" не смогла подписать контракт, в связи, с атакой БПЛА, было произведено отключение электроэнергии, и отсутствовал интернет. Появился интернет после 01.00 ч 20.06.2024 г., но подписать контракт уже не было возможности т.к истек срок подписания. Пожалуйста прошу не считать меня уклонистом и продлить срок подписания контракта. Рассмотреть обращение в мое отсутствие", и приложила два платежных поручения N58 от 26.06.2024 г. на сумму 9720 рублей и N59 от 26.06.2024 г. на сумму 1998 рублей, в подтверждение намерения заключить контракт.
Заказчик явку представителей на заседании Комиссии Курского УФАС России не обеспечил, по системе видеоконференцсвязи по ссылке указанной в уведомлении исх. МВ/2460/24 от 21.06.2024 г. подключение не осуществил.
В письменном объяснении, представленном в материалы дела, на включении ИП Зюкиной Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков не настаивал, просил предоставить возможность заключить контракт в связи со срочной потребностью в поставке бензина и отсутствии других поставщиков.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что признаки недобросовестного поведения при уклонении от заключения контракта в действиях ИП _ отсутствуют.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России было выявлено следующие.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ "О контрактной системе_", контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 2 ст.51 ФЗ " О контрактной системе_", установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Как подтверждается материалами дела, при формировании и размещении извещения об осуществлении закупки, заказчиком был размещен в ЕИС проект контракта, согласно условиям которого: "
1.4 Поставка (отпуск) топлива осуществляется в период: момента заключения контракта по 30 июня 2024 года, согласно спецификации, на поставку автомобильного бензина АИ - 92- К5 (Приложение 1 к настоящему Контракту), по мере возникновения потребности у Муниципального заказчика, ежедневно, круглосуточно через сеть АЗС, расположенных на территории п. Хомутовка и Хомутовского района. Перечень АЗС с указанием адреса местонахождения указывается в Приложение 3 к настоящему контракту".
12.1. Настоящий контракт, вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 13.08.2024 г. (срок действия контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов выполненных работ, в том числе, экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполнение работы)".
В то же время, в проекте контракта, направленного заказчиком посредством ЕИС ИП _ для подписания, содержатся иные от объявленных заказчиком в извещении условия в п.1.4 и 12.1:
"Поставка (отпуск) топлива осуществляется в период: момента заключения контракта по "31 августа 2024 года", согласно спецификации, на поставку автомобильного бензина АИ-92 - К5 (Приложение 1 к настоящему контракту), по мере возникновения потребности у Муниципального заказчика, ежедневно, круглосуточно через сеть АЗС, расположенных на территории п. Хомутовка и Хомутовского района. Перечень АЗС с указанием адреса местонахождения указывается в Приложении 3 к настоящему контракту".
12.1.Настоящий контракт, вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 14.10.2024 г. (срок действия контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов выполненных работ, в том числе, экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполнение работы)".
При таких обстоятельствах, направив посредством ЕИС для подписания победителю проект контракта с нарушением объявленных условий, заказчик допустил нарушения ч. 1 ст. 34, ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_".
В силу ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе_", служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от действительно недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Таким образом, в действиях заказчика выявлены нарушения ч. 1 ст. 34, ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе_", то есть установлено обстоятельство абз.3 пп. "а" п.14 Правил.
При выявленных обстоятельствах, у Поставщика отсутствовала обязанность на таких условиях заключать контракт.
Пунктом 14 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено, хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Учитывая положения пп. "а", "б" п. 14 Правил, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при проведении внеплановой проверки, информация в отношении - ИП _ не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, материалов, имеющихся в настоящем деле, сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать заказчику - муниципальному казенному учреждению "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального района "Хомутовский район" Курской области во включении информации в отношении индивидуального предпринимателя _ (адрес: 305000, Россия, Курская обл., г. Курск, ул. Горького, 37; ИНН:462001146823) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Признать заказчика - МКУ "Управление по обеспечению деятельности омс муниципального района" нарушившим ч. 1 ст. 34, ч.2 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - МКУ "Управление по обеспечению деятельности омс муниципального района" предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - _
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
_
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 2 июля 2024 г. N РНП-46-856
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024