Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Вертий, А.С. Вишнякова, рассмотрев дело N061/06/42-2163/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358200000224000499 "Оснащение объекта капитального строительства "Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Областная детская клиническая больница" (реконструкция государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница". Строительство областного детского хирургического центра инновационных технологий на 280 коек)." (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителей Заказчика - Кузнецова Е.А. (доверенность от 20.02.2024 Nб/н), Морозовой Ю.В. (доверенность от 26.12.2023 Nб/н), в отсутствие представителя Заявителя (уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке извещения о проведении закупки. Заказчик в возражениях на жалобу: 2024-12727 - отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- указал причины формирования спорных положений описания объекта закупки и неприменения позиции КТРУ;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.06.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358200000224000499, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 19.06.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 26 125 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2024 NИЭА1, на участие в закупке подана 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки. 1.
Заявитель указывает, что Заказчик в нарушение положений Закона не использовал при описании объекта обязательную для применения позицию КТРУ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). 2024-12727 Согласно извещению о проведении закупки, приобретаемым товаром является аппарат ультразвукового сканирования с кодом ОКПД2 26.60.12.132.
В составе описания объекта закупки Заказчиком указано следующее: "При описании объекта закупки применение КТРУ N26.60.12.132-00000036 невозможно, ввиду отсутствия в характеристиках необходимых опций системы, например: Программное обеспечение для интраоперационных исследований в нейрохирургии; Возможность оснащения программным обеспечением для цифровой интеграции поставляемой ультразвуковой системы с системой нейронавигации. Немаловажно, что в КТРУ N26.60.12.132-00000036 отсутствуют описания, достаточные для того, чтобы указать опции специализированных ультразвуковых нейрохирургических датчиков, например: Возможность обработки датчика полным погружением (вместе с коннектором) в дезинфицирующий раствор. Характеристик также недостаточно, чтобы описать даже конструктивное исполнение датчиков, необходимых к поставке, например: Кнопка управления сканированием на корпусе датчика; Длина кабеля.". Кроме того, согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлены следующие требования к приобретаемому товару:
- Возможность абдоминальных исследований;
- Возможность абдоминальных исследований в педиатрии;
- Возможность исследования малых органов и структур;
- Возможность исследования сосудов;
- Возможность исследований скелетно-мышечной системы и нервов;
- Возможность исследований в акушерстве и гинекологии;
- Возможность исследований в колопроктологии;
- Возможность исследований органов тазового дна;
- Возможность интраоперационных исследований в открытой хирургии;
- Возможность интраоперационных исследований в лапароскопической хирургии;
- Возможность интраоперационных исследований в робот-ассистированной хирургии;
- Интраоперационные исследования в нейрохирургии;
- Возможность исследований в урологии, и др. Каталог товаров, работ, услуг содержит, например, позицию 26.60.12.132-00000036, согласно описательной части которой: "Стационарный или передвижной (например, на колесах) комплект изделий, разработанных для сбора, отображения и анализа ультразвуковых изображений во время целого ряда экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур ультразвуковой визуализации (эндосонографии или эндоскопии) (например, для ультразвуковой визуализации во время кардиологических, родовспомогательных и гинекологических, эндоскопических процедур, исследований молочной железы, простаты, сосудов, хирургии внутренних нарушений). Состоит из работающего от сети (сети переменного тока) блока для обработки данных с интегрированным программным обеспечением и монитором. Обычно представляет собой мобильное устройство, которое может поддерживать целый ряд датчиков и систем программного обеспечения; могут быть включены ультразвуковые датчики". Указанной позицией КТРУ среди прочих характеристик предусмотрены требования к датчикам и областям исследований. Кроме того, предусмотрена возможность стерилизации датчиков.
Таким образом, вышеуказанная позиция КТРУ соответствует приобретаемому Заказчиком оборудованию и его характеристикам. Применение п. 7 Правил возможно в ситуации, когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как таковой. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный 2024-12727 товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Кроме того, отсутствие в соответствующей позиции КТРУ необходимых Заказчику требований к характеристикам медицинского оборудования, не свидетельствует о несоответствии такой позиции КТРУ закупаемому оборудованию и возможности её не использовать при описании объекта закупки. Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делам NА27-22669/2022, NА07- 18605/2022, NА23-6210/2022, NА60-45140/2022, NА27-8802/2022, NА28-5477/2022, NА83- 17416/2023, NА40-230837/2023, NА40-230806/2023.
Следует отметить, что код позиции КТРУ 26.60.12.129-00000203 предусматривает ряд характеристик, обязательных для включения в описание объекта закупки, что наряду с примененным национальным режимом в соответствии с положениями Постановления N 878 исключает право Заказчика устанавливать дополнительные характеристики требуемого к поставке медицинского оборудования.
На основании изложенного, с целью нивелирования положений Постановления N 878 Заказчиком без учета описания позиции КТРУ, назначения товара произведено описание объекта закупки.
Таким образом, при формировании извещения Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствуют ч. 6 ст. 23 Закона. Довод жалобы признан обоснованным.
2. Как указывает Заявитель, Заказчиком произведено описание объекта закупки в нарушение положений ст. 33 Закона. Комиссия отмечает следующее. Пунктом 5 Правил определено, чт о зак азчик вправе указать в извещении об осуществлении зак упки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным зак оном предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радио электронной продукции, включенной в пере чень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов 2024-12727 Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Таким образом, неприменение обязательной для использования позиции КТРУ, содержащей характеристики товара, в совокупности с правомерно установленным ограничением допуска согласно положениям Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, повлекло за собой нарушение положений Закона при описании объекта закупки. Довод жалобы признан обоснованным. 3.
Заявитель указывает, что Заказчик нарушил положения Закона, определяющие особенности закупки товаров при соблюдении национального режима. В частности, Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Пунктом 15 ч. 1 ст. 42 Закона определено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В приложении к извещению "Описание объекта закупки" Заказчиком определены требования к товару, в том числе: Программное обеспечение для передачи значение характеристики не может изменяться Наличие данных по протоколу DICOM участником закупки 2024-12727 Кроме того, Заказчиком определены требования к специализированным программным пакетам (например, возможность оснащения программным обеспечением для абдоминальных исследований, возможность оснащения программным обеспечением для исследования сосудов и др.) Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных Постановлением N 1236.
Согласно п. 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно- аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Комиссия отмечает, что запрет, определенный п. 2 Постановления N 1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в п. 2(1) Постановления N 1236.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минцифры России от 15.12.2022 NП11- 2-05-106-94501, письме Минфина России от 29.11.2022 N24-06-06/116710.
Из описания объекта закупки следует, что в составе комплекса медицинского оборудования поставляются программные пакеты, составляющие неотъемлемую часть функционала приобретаемого оборудования, представляют собой "прошивку". Данная информация подтверждается регистрационными удостоверениями на медицинское оборудование, которое предложено участниками закупки. С учетом того, что в данном случае указанные в описании объекта закупки пакеты специализированных программ являются частью медицинского оборудования, Комиссия приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при формировании извещения о проведении аукциона. Указанная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо- Кавказского округа от 20.06.2022 по делу NА53-27158/2021. 2024-12727 Кроме того, Заказчиком не установлено требование о необходимости поставки программного обеспечения DICOM.
В силу изложенного, довод жалобы признан необоснованным.
4. Как указывает Заявитель, извещение сформировано Заказчиком с нарушением требований Закона. Так, в извещении не указаны контактные данные сотрудников конечного получателя, что не позволяет уточнить логистическую цепочку и рассчитать ценовое предложение. Кроме того, в проекте контракта отсутствует срок действия и окончания контракта. Так, статьей 42 Закона определен перечень информации и сведений, подлежащих включению в извещение, среди которых отсутствует требование о необходимости указания контактных данных лиц конечного получателя поставляемого медицинского оборудования. Заявителем в порядке ч. 4 ст. 106 Закона не представлено доказательств обоснованности довода жалобы и ограничения сформулированными условиями круга потенциальных участников, в том числе невозможности подачи заявки на участие в закупке. Кроме того, п. 12.1 проекта контракта содержит информацию о сроке действия независимой гарантий, в связи с чем довод жалобы в указанной части не нашел своего подтверждения.
В силу вышеизложенного, довод жалобы признается необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 23 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2024-12727
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 июня 2024 г. N 061/06/42-2163/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024