Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, М.А. Барщенкова, рассмотрев обращение Управления Судебного департамента в Краснодарском крае (далее - заказчик) о включении сведений в отношении ИП Тищенко Ярослава Анатольевича (далее - поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр) в режиме видеоконференц- связи (далее - ВКС) в присутствии представителя заказчика - Чуриковой К.А. (доверенность N 14 от 24.06.2024), в присутствии представителя поставщика - Торлак Д.В. (доверенность от 25.06.2024),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) направил обращение о включении сведений в реестр в отношении поставщика в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЭА 13/0007-001/2024 от 01.03.2024, заключенного по итогам проведения аукциона в электронной 2024-12875 форме, извещение N 0118100006224000001 "Поставка бумаги для офисной техники белой для судов Краснодарского края".
В результате осуществления проверки факта ненадлежащего исполнения ИП Тищенко Я.А. контракта, Комиссия Ростовского УФАС России
установила
следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Порядок рассмотрения обращения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен в Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок рассмотрения обращения). Контракт заключен между заказчиком и поставщиком 01.03.2024 по результатам проведения электронного аукциона N 0118100006224000001.
Цена контракта составила 10 822 660,80 руб.
В соответствии с п. 1.1 контракта поставщик обязуется поставить бумагу для офисной техники белую для судов Краснодарского края (далее - товар).
Согласно п. 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: 350063, г. Краснодар, ул. Тополиная,19 (склад заказчика).
В силу п. 3.1.1 контракта поставка товара осуществляется в два этапа равными частями: первый этап (50% товара) в течение 15 рабочих дней с даты заключения контракта по 25.03.2024 г.; второй этап (50% товара) с 15.04.2024 г. по 30.04.2024 г. Пунктами 4.1.1, 4.1.5 контракта установлено, что поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией; своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
В соответствии с п. 4.2.5 контракта поставщик вправе по согласованию с заказчиком (путем заключения дополнительного соглашения) поставить товар, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В силу п. 9.2 контракта претензии направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении последнего адресату по местонахождению, указанному в разделе 13 контракта.
Согласно п. 10.3 контракта расторжение контракта допускается в связи с односторонним отказом от исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 95 Закона. Поставщик 25.03.2024 осуществил поставку товара по первому этапу на сумму 5 411 330,40 руб., что подтверждается актом приема-передачи и платежным поручением N 1986 от 10.04.2024.
В связи с тем, что 30.04.2024 истек срок поставки товара по второму этапу, заказчик направил поставщику письма от 03.05.2024 N УСД-13/942, от 24.05.2024 N УСД-6/1098 о ненадлежащем исполнении условий контракта и недопустимости нарушения сроков поставки. В ответ на обращение поставщик подтвердил свое обязательство осуществить поставку товара, указал даты поставки до 17.05.2024, до 30.05.2024.
Ввиду неосуществления поставки товара, заказчик направил поставщику претензию N УСД-13/1214 от 06.06.2024, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что поставщик не поставил товар в срок. 2024-12875 2 Сумма невыполненных обязательств по контракту составила 5 411 330,40 руб.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 12.1 ст. 95 Закона установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.06.2024, мотивированное тем, что поставщик не поставил товар в установленный контрактом срок.
В соответствии с ч. 9 и ч. 12.1 ст. 95 Закона решение сформировано и размещено заказчиком в единой информационной системе 06.06.2024.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП Тищенко Я.А. о принятии заказчиком решения является 06.06.2024.
Поставщик 06.06.2024, 13.06.2024 направил заказчику письма, в которых сообщил о невозможности поставки оставшейся части товара в срок из-за непредвиденного повышения закупочных цен на товар; просил рассмотреть возможность поставки эквивалента бумаги с товарным знаком "SvetoCopy", либо бумаги с улучшенными характеристиками.
Также, поставщик проинформировал заказчик о том, что закупка товара произойдет после решения вопроса о получении кредитных денежных средств. С учетом положений ч. 13 ст. 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 18.06.2024, поскольку нарушение, послужившее 2024-12875 3 основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставщиком не устранены в десятидневный срок. Подпунктом "а" п. 13 Порядка рассмотрения обращения предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. По смыслу Порядка рассмотрения обращения включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при наличии в действиях такого поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестного поведения. Пунктом 15 Порядка рассмотрения обращения определено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Из данных норм следует, что при поступлении сведений о случае одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт недобросовестного поведения подрядчика, повлекший односторонний отказ от исполнения государственного контракта, и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пояснениям подрядчика по причине непредвиденного повышения закупочных цен на товар, поставка оставшейся части товара в установленный контрактом срок не представилось возможной. В подтверждение сложившейся ситуации в материалы дела 2024-12875 4 представлены письмо НПАО "Светлогорский ЦБК" исх. 102-7069 от 01.12.2023 о повышении с 01.02.2024 цен на бумагу Svetocopy, письмо б/д с предложением заменить часть объемов поставляемой бумаги на бумагу офисную "Снегурочка" АО "Монди Сыктывкарский ЛПК".
В соответствии с пояснениями представителя заказчика письмо о замене товара на товар с улучшенными характеристиками на рассмотрение заказчику не поступал. Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что ИП Тищенко Я.А., подавая заявку на участие в закупке, выразил свое согласие на исполнение обязательств по контракту на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона. Принимая участие в закупке, участник закупки должен действовать с должной степенью бдительности и осмотрительности в целях выполнения взятых на себя обязательств согласно условиям договора. Кроме того, на момент подачи заявки поставщик мог оценить все риски и свою возможность исполнить принятые обязательства по контракту. Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона, служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от действия недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Устанавливая недобросовестность участника закупки, Комиссия Ростовского УФАС России исходит из положений ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что предпринимательская деятельность осуществляется субъектом на свой риск и он несет последствия совершения или не совершения им отдельных действий в рамках предоставленных ему гражданских прав. Принимая условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений, так и достоверность представляемых документов и сведений, в том числе, в части своей готовности исполнить контракт в установленные законом сроки. Материалами дела установлен факт существенного нарушения ИП Тищенко Я.А. принятых на себя обязательств по контракту, а именно: поставщик не поставил товар в срок, согласно условиям контракта, надлежащим образом не представил на согласование заказчику письмо о замене товара на товар с улучшенными характеристиками в соответствии с п.п. 4.2.5, 9.2 контракта, на заседание Комиссии Ростовского УФАС России не представил обоснование характеристик бумаги офисной "Снегурочка", которые предполагаются улучшенными по сравнению с характеристиками требуемой к поставке бумаги "SvetoCopy", заранее зная о повышении цен на товар (01.12.2023), подписывая контракт 01.03.2024, не обеспечил возможность соблюдения условий контракта. В настоящем случае, поставщик не предпринял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, а также условий контракта и не проявил необходимую степень осторожности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности в целях надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по контракту. На заседание Комиссии Ростовского УФАС России ИП Тищенко Я.А. не представлены информация и документы, подтверждающие невозможность исполнения контракта.
Таким образом, при рассмотрении обращения заказчика о включении сведений в Реестр, Комиссией Ростовского УФАС России установлена совокупность оснований, в соответствии с которыми информация об ИП Тищенко Я.А. подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных 2024-12875 5 поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об индивидуальном предпринимателе Тищенко Ярославе Анатольевиче (ИНН 230118569879; ул. Астраханская, д. 51А, г. Анапа, Краснодарский край, 353410) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года.
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Тищенко Ярослава Анатольевича считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общая события регистрации итоговая РегламентировФактическаяИтого контрольны РегламентирФактическИтого Регламентирова ФактическаяИтого просрочка в анная дата дата просрочм органом ованная датаая дата просрочканный срок дата просрочк днях а в направления направленияка в обращения принятия принятия в днях по изготовления изготовлени днях по III (I + II + III заказчиком заказчиком днях по заказчика решения решения II разделу решения и я решения и разделу разделы) сведений в сведений I размещения размещения контрольный разделу сведений в ЕИС сведений орган в ЕИС 18.06.24 20.06.24 20.06.24 20.06.24 27.06.24 26.06.24 0 01.07.24 01.07.24 Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова М.А. Барщенкова Исп.Барщенкова М.А. тел.240-86-88 2024-12875 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 июня 2024 г. N 061/10/104-2149/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024