Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Вертий, А.С. Вишнякова, по итогам проведения внеплановой проверки проведения действий Заказчика при осуществлении электронного аукциона N0258100000823000016 "Поставка технических средств реабилитации инвалидам Ростовской области с нарушением функции зрения" (далее - аукцион, закупка) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России в порядке п.п. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона и поручения ФАС России проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком требований Закона при проведении аукциона.
Внеплановая проверка проведена в заочной форме без участия представителей сторон, без проведения заседания Комиссии
в соответствии с п.28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, оператор специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576. 2024-12753 В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.02.2023 размещено извещение о проведении аукциона N0258100000823000016, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 01.03.2023 10:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 11 316 665,50 рублей.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Во исполнение приведенной нормы Закона Правительством РФ принято постановление от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Постановлением N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В приложение к указанному перечню включены производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования.
Согласно извещению, приобретаемым товаром является аппаратура для воспроизведения звука прочая специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флэш-картах (код КТРУ 26.40.31.190-00000001).
Указанный товар относится к техническим средствам реабилитации. В приложение перечня Постановления N 617 включено следующее: Звуковое оборудование 26.40.31.190 Аппаратура для воспроизведения звука прочая 26.40.42.110 Громкоговорители 26.40.43.110 Усилители электрические звуковых частот 26.40.43.120 Установки электрических усилителей звука Таким образом, рассматриваемый код включен в перечень Постановления N 617 исключительно в отношении товаров, относящихся к музыкальным инструментам и звуковому оборудованию. Указанное подтверждается также позицией Минфина России, изложенной в письме от 24.05.2023 N 24-06-06/47217: "Постановлением N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 617).
Так, ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 617, устанавливаются только при закупке товаров, включенных в Перечень N 617. 2024-12753 Учитывая, что позиции товара с кодами ОКПД 2 26.40.42.110, 26.40.43.120, 26.40.31.190 не включены в Перечень N 617, в отношении указанных товаров ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 617 не устанавливаются. Необходимо отметить, что звуковое оборудование с кодами ОКПД 2 26.40.42.110, 26.40.43.120 и 26.40.31.190 содержится в перечне производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования, являющемся приложением к Постановлению N 617.".
В извещении Заказчиком установлено следующее: С учетом того, что приобретаемый товар не включен в перечень Постановления N 617, установление соответствующих ограничений на допуск товаров указывает на нарушение Заказчиком ч. 3 ст. 14 Закона.
На основании п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч. 30 ст. 34 Закона если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи. В извещении о проведении закупки Заказчиком установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, следовательно, в проект контракта подлежит включению условие, предусмотренное ч. 30 ст. 34 Закона. Вместе с тем, указанное условие в проекте контракта изложено Заказчиком следующим образом: 2024-12753 "7.8.
В случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта, лицензии на осуществление банковских операций, Поставщик обязан предоставить новое обеспечение исполнения Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены пунктами 7.1, 7.5, 7.6 и 7.7 Контракта.". В нарушение ч. 30 ст. 34 Закона Заказчиком не включено в проект контракта условие, согласно которому за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного частью 30 статьи 34 Закона, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации). Проектом контракта определено следующее: "7.2.
Исполнение Контракта обеспечивается предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.". Ограничив право в предоставлении независимой гарантии, выданной иным гарантом, предусмотренным ч. 1 ст. 45 Закона, Заказчик нарушил ч. 3 ст. 96 Закона. 2024-12753 Комиссия Ростовского УФАС не выдает предписание об устранении выявленных нарушений Закона, поскольку по результатам проведения закупки 20.03.2023 заключен контракт N779.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 14, ч. 30 ст. 34 Закона.
2. Предписание об устранении указанного нарушения Закона не выдавать, поскольку по результатам проведения закупки заключен контракт от 20.03.2023 N779.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132 2024-12753
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28 июня 2024 г. N 061/10/99-2264/2024 (ключевые темы: независимая гарантия - обеспечение исполнения контракта - государственные и муниципальные нужды - товар. работа. услуга. - товары, происходящих из иностранных государств)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024