Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Михарская, по итогам проведения внеплановой проверки действий Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358300296024000003 "Выполнение кадастровых работ: по установлению публичного сервитута в отношении объекта незавершенного строительства инженерного сооружения "Строительство новых линий основного и резервного водоводов МКР Лиховского в г. Каменск- Шахтинском Ростовской области" для целей его строительства, эксплуатации, реконструкции и технического обслуживания" (далее - аукцион), в режиме видеоконференции в отсутствие представителей Заказчика и Заявителя (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при подведении итогов закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя его аукционная заявка неправомерно отклонена от участия в закупке. Жалоба отозвана Заявителем до рассмотрения. В материалы дела Заказчиком представлено письменное пояснение.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в ходе рассмотрения дела установлено следующее: Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 11.06.2024 г. размещено о Извещение о проведении электронного аукциона. 11.06.2024 г. в Извещение внесены изменения, согласно которым: установлены дата и время 2024-12838 окончания подачи заявок - 19.06.2024 10:00; начальная (максимальная) цена контракта составила 360 000,00 рублей.
Согласно протоколу проведения аукциона от 19.06.2024 г. в процедуре торгов приняли участие 6 участников закупки из 9.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 20.06.2024 г. 3 заявки отклонены от участия в закупке с обоснованием: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44- ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) (Не предоставлена информация о наличии кадастровых инженеров и их квалификации)". Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения дела не заключен. 1.
Доводом жалобы послужило отсутствие в извещении о закупке требования к участникам закупки о наличии кадастровых инженеров и их квалификации, вместе с тем, аукционная заявка участника отклонена именно ввиду отсутствия документов подтверждающих соответствие такому требованию.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона при применении конкурентных способов заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
В силу ч. 1 ст. 29 Закона N 221-ФЗ кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона N 221-ФЗ кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности:
1) в качестве индивидуального предпринимателя;
2) в качестве работника юридического лица, в том числе публично-правовой компании, на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
В соответствии со ст. 33 Закона N 221-ФЗ:
- кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица. Публично-правовая компания вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 1).
- указанное в части 1 настоящей статьи юридическое лицо обязано (ч. 2):
1) иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность;
2) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц при выполнении соответствующих кадастровых работ;
3) отстранить от выполнения кадастровых работ (не допускать к выполнению кадастровых работ) кадастрового инженера: 2024-12838 а) не прошедшего в установленном порядке обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации;
б) исключенного из саморегулируемой организации кадастровых инженеров;
в) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о его временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Предметом закупки являются кадастровые работы, вместе с тем, извещение не содержит требований к участникам закупки, предусмотренных Законом N 221-ФЗ, в нарушение ч. 1 ст. 31 Закона. 2.
В силу ч. 4 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Правила).
В силу п. 11 Правил о бщ ая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно п. 12 Правил о бщ ая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта. Вместе с тем, положения п. 6.10 проекта контракта противоречат п. 11, п. 12 Правил предусматривая ограничение ответственности сторон ценой контракта совокупным размером начисленной неустойки (штрафов, пени). Учитывая изложенное, Заказчик нарушил ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона. 3.
В силу п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о 2024-12838 налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. В нарушение ч. 13 ст. 34 Закона указанное обязательное условие в проекте контракта отсутствует.
4. В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Согласно ЕИС размещенное извещение об осуществлении закупки не содержит информацию о реквизитах счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ЕИС - раздел "Платежные реквизиты" - "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000 ... ).
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 42 Закона.
5. В силу ч. 5 ст. 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. 17.06.2024 г. Заказчиком опубликованы разъяснения положений извещения N РИ1, N РИ2 без указания предмета запроса, в нарушение ч. 5 ст. 42 Закона.
6. В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п./п.
в) ч. 1 ч. 1 ст. 43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц. 2024-12838 Требования к составу заявки, установленные Заказчиком, не согласуются с требованиями п/п.
в) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона, в актуальной редакции Закона на момент публикации извещения, в нарушение ч. 2 ст. 42 Закона. 7.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заказчик
установил
требование о предоставлении в составе заявки предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
г) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона N44-ФЗ (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Указанное требование не согласуется с процедурой закупки в форме электронного аукциона; установлено в нарушение ч. 1 ст. 49 Закона.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, в соответствии со ст. 99 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 31, ч. 5, ч. 8, ч. 13 ст. 34, ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 42, ч. 1 ст. 49 Закона.
2. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Михарская Исп. Михарская А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-139 2024-12838
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 июня 2024 г. N 061/06/49-2195/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024