Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, М.А. Барщенкова, рассмотрев дело N061/10/99-2072/2024 по итогам проведения внеплановой проверки действий Заказчика при осуществлении закупочной сессии N 7736508 "Текущий ремонт помещений (замена дверей) МБОУ "Школа N 110" по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, 118/2" на электронной торговой площадке электронного магазина РТС-маркет на основании обращения ООО "СБ Инжиниринг Юг", содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференц-связи при участии представителя заказчика - Маноле А.Г. (доверенность N 1 от 25.06.2024), в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим 2024-12873 образом (ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступило обращение ООО "СБ Инжиниринг Юг", содержащее информацию о признаках нарушения заказчиком Закона при проведении закупочной сессии N 7736508.
Из обращения следует, что победителем закупки (индивидуальный предприниматель Волохова Наталья Александровна; ИНН 615413418338) не предоставлена копия лицензии, выписки из реестра лицензий или копия акта лицензирующего органа при подаче предложения на участие в закупке, в связи с чем, заказчику при рассмотрении заявок надлежало отклонить заявку участника, ввиду несоответствия законодательству Российской Федерации и требованию, установленному в описании объекта закупки.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено следующее: 07.06.2024 на региональном портале закупок малого объема - электронной торговой площадке электронного магазина РТС-маркет (далее - РТС-маркет) заказчиком размещена закупочная сессия N 7736508 "Текущий ремонт помещений (замена дверей) МБОУ "Школа N 110", согласно которой:
- дата и время окончания подачи предложений: 13.06.2024 в 12:15;
- планируемая дата заключения контракта: 01.07.2024;
- стартовая/максимальная цена составила 372 439,26 рублей.
В соответствии с итоговым протоколом закупочной сессии N 7736508:
- победителем закупочной сессии признана ИП Волохова Н.А., предложение по цене - 364 450,00 руб.;
- второе место заняло ООО "СБ Инжиниринг Юг", предложение по цене - 370 000,00 руб. По результатам закупки между заказчиком и ИП Волоховой Н.А. 18.06.2024 заключен контракт. Пунктом 17 части 1 статьи 3 Закона установлено, что электронная площадка - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товаров у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона предусмотрено, что Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, 2024-12873 осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно- спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта. Частью 12 статьи 93 Закона предусмотрено, что закупка товара в случаях, предусмотренных пунктами 4-5.2 части 1 настоящей статьи, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей. Закупки, предусмотренные пунктом 5 части 1 проводятся, в том числе, в электронной форме. Одним из ресурсов для проведения таких закупок является электронный магазин - РТС-маркет.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 8.16 Регламента работы электронного магазина РТС-маркет (далее - Регламент) покупатель, получивший предложения на заказ, осуществляет их рассмотрение посредством функционала Электронного магазина на предмет их соответствия требованиям заказа. При наличии технической возможности в случае признания предложения на заказ не соответствующим требованиям заказа, покупатель указывает причину несоответствия предложения на заказ.
В силу п. 8.17 Регламента по результатам рассмотрения полученных предложений на заказ покупатель имеет возможность выбрать среди предложений, соответствующих требованиям заказа, заинтересовавшее его предложение на заказ и принять предложенные продавцом условия реализации товаров (работ, услуг), после чего процедура заказа переходит на стадию заключения договора в соответствии с настоящим Регламентом. Приложением N 1 к контракту "Локальный сметный расчет" предусмотрено, в том числе, осуществление работ по установке противопожарных дверей, блоков дверных металлических противопожарных. Как установлено п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона N 99-ФЗ), лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по 2024-12873 государственному (муниципальному) контракту, должны соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона). Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки. ("Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В соответствии с положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ) записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными указанным законом, до 01.01.2022.
Следовательно, после 01.01.2022 сведения обо всех, в том числе ранее выданных лицензиях, должны быть включены в реестр лицензий.
Согласно ч. 8 ст. 21 Закона N 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Таким образом, наличие лицензии может быть подтверждено тремя способами - электронным документом, выпиской из реестра лицензий и копией акта лицензирующего органа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, заказчиком в описании объекта закупки установлены следующие требования к участникам закупки: "Копия лицензии, или выписка из реестра лицензий, или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", приказа МЧС России от 28.05.2012 N 291 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности") - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах. Копия лицензии, или выписка из реестра лицензий, или копия акта лицензирующего органа необходимо предоставить при подаче предложения". В составе заявки победителя закупочной сессии (ИП Волоховой Н.А.) отсутствуют документы, подтверждающие наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной 2024-12873 безопасности зданий и сооружений, выданные Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Отсутствие у ИП Волоховой Н.А соответствующей лицензии подтверждается, в том числе, информацией из единого реестра лицензий, размещенного на официальном сайте МЧС России https://digital.mchs.gov.ru/.
Таким образом, заявка победителя закупки подлежала отклонению заказчиком на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона. Признав заявку ИП Волоховой Н.А. соответствующей требованиям извещения о проведении закупки, Заказчик нарушил п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона. Комиссия не выдает предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку по результатам проведения закупочной сессии заключен контракт.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона,
РЕШИЛА:
1. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика МБОУ г. Ростова-на-Дону "Школа N 110 им. трижды Героя Советского Союза Маршала авиации Покрышкина А.И." нарушение п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона.
2. Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с заключенным Контрактом.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова М.А. Барщенкова Исп.Барщенкова М.А. тел.240-86-88 2024-12873
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 июня 2024 г. N 061/06/99-2072/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024