Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-2267/2024 по жалобе Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0358300275024000076 "Приобретение, установка и оснащение модульного здания кабинета компьютерной томографии" (далее - аукцион, закупка), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), в присутствии представителя Заказчика - Костяевой В.В. (доверенность от 01.07.2024), в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом (ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении аукциона. 2024-13172 Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона; представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 18.06.2024 размещено извещение о проведении закупки, согласно которого:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 26.06.2024 09:00 (МСК);
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 13 309 154,62 рублей.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение ч.4 ст.31 Закона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
В силу п.12 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования). Одним из требований к участникам закупки, предусмотренным ч.1 ст.31 Закона, является соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.2 ст.31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Частью 4 ст.31 Закона предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Позицией 9 Постановления N2571 регламентировано, что в случае осуществления закупки по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), 2024-13172 благоустройству территории к участникам закупки устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п.3 Постановления N2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, согласно позиции 9 Постановления N2571 при осуществлении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования. Извещением о закупке не установлено дополнительное требование к участникам закупки, в соответствии с позицией 9 Постановления N2571.
Предметом рассматриваемого аукциона является приобретение, установка и оснащение модульного здания, что не относится к строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, ввиду следующего: Согласно пункту 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Подпунктом 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N37, под строением понимается отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения.
В соответствии с извещением Заказчиком выбран код ОКПД2: 25.11.10.000 "Здания сборные из металла". 2024-13172 Кроме того, согласно описанию объекта закупки (приложение N3 к извещению) Заказчику требуется осуществление поставки, монтажа, установки и оснащения модульного здания, определены требования к конструкции здания, а также функциональные, качественные и технические характеристики согласно ГОСТ Р 58760-2019 "Здания мобильные инвентарные".
Таким образом, установка готовых модульных конструкций не относится к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), так как в процессе выполнения работ подрядчик не будет строить новое здание, результатом его деятельности являются работы по монтажу готовых модульных конструкций с помощью болтовых соединений, в связи с чем, объект закупки не может считаться строительством некапитального строения, сооружения. Кроме того, в силу части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Комиссия Ростовского УФАС отмечает, что Заявителем не представлено документов (информации) позволяющих придти к однозначному выводу, что установка модульного здания относится к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территорий в соответствии с позицией 9 Постановления N2571.
Таким образом, довод жалобы необоснованный. В рамках проведения в соответствии с ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
1. В соответствии с ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Согласно ЕИС размещенное извещение об осуществлении закупки не содержит информацию о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (ЕИС - раздел "Обеспечение заявки" - "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии согласно приложению 5 к извещению о проведении электронного аукциона "Дополнительная информация""), порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению (ЕИС - раздел "Обеспечение исполнения контракта" - "Порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению согласно приложению 5 к к извещению о проведении электронного аукциона "Дополнительная информация"). 2024-13172 С учетом изложенного, действия Заказчика нарушают требования ч.1 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.42 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об отмене сформированных протоколов и внесении изменений в извещение в соответствии с нормами Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Вертий Исп.Лукьянова В.В. тел.240-86-88 2024-13172
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 июля 2024 г. N 061/06/42-2267/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024