Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 N 158, в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Овериной А.В. - главного специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста- эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винкайт" (далее - ООО "Винкайт") от 18.06.2024 (вх. от 18.06.2024 N 6075-ИП/24), также направленному в Коми УФАС России прокуратурой города Сыктывкара письмом от 25.06.2024 N 20870002-р-1790-24/3612-20870002 (вх. от 2 28.06.2024 N 6472/24), содержащему довод, наряду с прочими, о возможных нарушениях заказчиком - государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Национальная библиотека Республики Коми" (далее - ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми") требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 на оказание услуг по исполнению функций технического надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации": "Библиотека им. В.И. Ленина", в котором располагается ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми", по адресу:
г. Сыктывкар, ул. Советская, 13", заключенных с обществом с ограниченной ответственностью "Оникс" (далее - договоры от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021),
УСТАНОВИЛА:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление ООО "Винкайт" от 18.06.2024 (вх. от 18.06.2024 N 6075-ИП/24), содержащее довод, наряду с прочими, о возможных нарушениях заказчиком - ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" требований Закона о контрактной системе при заключении договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021.
Заявление ООО "Винкайт" от 18.06.2024 также направлено в Коми УФАС России прокуратурой города Сыктывкара письмом от 25.06.2024 N 20870002-р-1790-24/3612- 20870002 (вх. от 28.06.2024 N 6472/24).
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В связи с наличием в обращении признаков нарушений заказчиком - ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок у единственного исполнителя посредством заключения договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021, в Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Внеплановая проверка проведена в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 28 Правил, внеплановая проверка проводится контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон). 3 О месте, дате и времени проведения внеплановой проверки ООО "Винкайт", ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" надлежащим образом извещены. ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" письмом от 26.06.2024 N 655 (вх. от 27.06.2024 N 6408/24) в материалы внеплановой проверки представлены письменные пояснения и копии документов в обоснование своих доводов. Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.
Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.
В соответствии с пунктами 3, 7, 8.1 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
-закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
-заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;
-контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско- правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1, пункту 3 части 2 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и 4 правового акта закупки, в том числе за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). По письменной информации ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" от 26.06.2024 N 655 (вх. от 27.06.2024 N 6408/24), договоры от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 на оказание услуг по исполнению функций технического надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации": "Библиотека им. В.И. Ленина", в котором располагается ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми", по адресу:
г. Сыктывкар, ул. Советская, 13", заключены с обществом с ограниченной ответственностью "Оникс" в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг учреждения, источник финансирования по договорам: средства учреждения от иной приносящей доход деятельности. По результатам анализа содержания договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 установлено:
-договоры от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 заключены в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что следует из преамбулы указанных договоров;
-источником финансирования договоров являются средства бюджетного учреждения от иной приносящей доход деятельности (пункт 2.1 договоров от 22.10.2021, от 29.12.2021; пункт 2.3 договора от 23.08.2021).
По результатам анализа сведений официального сайта единой информационной системе установлено, что Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Национальная библиотека Республики Коми", утвержденное приказом ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" от 24.12.2013 N 115од, размещено на официальном сайте в версии 1 - 28.02.2014; в версии 6 от 11.01.2019 - 11.01.2019.
С учетом изложенного, оснований для констатации факта нарушения заказчиком - ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" требований Закона о контрактной системе при заключении договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 отсутствуют.
2. Заявление ООО "Винкайт" от 18.06.2024 (вх. от 18.06.2024 N 6075-ИП/24), также направленное в Коми УФАС России прокуратурой города Сыктывкара письмом от 25.06.2024 N 20870002-р-1790-24/3612-20870002 (вх. от 28.06.2024 N 6472/24), содержит доводы о наличии оснований для признания договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 недействительными. Коми УФАС России письмом от 24.06.2024 N ОД/3698/24 направило в прокуратуру города Сыктывкара копию заявления ООО "Винкайт" от 18.06.2024 (вх. от 18.06.2024 N 6075-ИП/24) по подведомственности для рассмотрения вопроса о наличии (отсутствия) оснований для обращения в Арбитражный суд Республики Коми с иском о признании сделок - договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021, недействительными. 5 Согласно пункту 3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" нарушения требований Закона о контрактной системе при заключении договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 не установлены. Договоры заключены в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, в Коми УФАС России основания для обращения в арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок - договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 недействительными в соответствии с пунктом 3 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе не имеются. 3.
Следует отметить, что доводы заявления ООО "Винкайт" от 18.06.2024 (вх. от 18.06.2024 N 6075-ИП/24), также направленного в Коми УФАС России прокуратурой города Сыктывкара письмом от 25.06.2024 N 20870002-р-1790-24/3612-20870002 (вх. от 28.06.2024 N 6472/24), о нарушении антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы проведения внеплановой проверки в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
Таким образом, доводы заявления, касающиеся возможных нарушений антимонопольного законодательства, будут рассмотрены в Коми УФАС России в порядке и сроки, предусмотренные статьей 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Заявление в части возможных нарушений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при заключении договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 передано для рассмотрения уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России.
4. Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом того, что по результатам проведения внеплановой проверки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок не установлены, предписание об устранении таких нарушений выдаче не подлежит. 6 С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки доводов заявления, касающихся возможных нарушений требований Закона о контрактной системе, в действиях заказчика - ГБУ РК "Национальная библиотека Республики Коми" нарушения требований Закона о контрактной системе при заключении договоров от 23.08.2021, от 22.10.2021, от 29.12.2021 не подтверждены.
2. С учетом того, что по результатам проведения внеплановой проверки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок не установлены, предписание об устранении таких нарушений выдаче не подлежит.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.В. Оверина Н.В. Сандул
2024-4391
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 1 июля 2024 г. N 011/06/99-591/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024