Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ гимназия N 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Кузнецова Е.В. (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16253/24 от 20.06.2024) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мебели (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.05.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200232824000075. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 178 600, 00 рублей.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном, по его мнению, отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 49 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с п. 2 ч. 5 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2024 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
"Отклонить заявку на участие в закупке по п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям" В Описании объекта закупки в поз. "Стол ученический" указано "Конструктив изделия (Значение характеристики не может изменяться участником закупки) Изменение высоты каркаса осуществляется ступенчато, путем телескопического перемещения сопрягаемых профилей металлических опор стола с последующей их фиксацией на выбранной высоте. Верхняя часть каркаса изготовлена из электросварной трубы плоскоовального сечения. Нижняя часть каркаса выполнена из электросварных труб круглого сечения. Опорная часть нижней части каркаса имеет дугообразную форму и соединена со стойкой нижней части каркаса сварным методом. Ширина сечения трубы верхней части каркаса (Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики" ?30 мм. Высота сечения трубы верхней части каркаса (Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики" ?30 мм." Участник в структурированной форме указывает "Изменение высоты каркаса осуществляется ступенчато, путем телескопического перемещения сопрягаемых профилей металлических опор стола с последующей их фиксацией на выбранной высоте. Верхняя часть каркаса изготовлена из электросварной трубы плоскоовального сечения. Нижняя часть каркаса выполнена из электросварных труб круглого сечения. Опорная часть нижней части каркаса имеет дугообразную форму и соединена со стойкой нижней части каркаса сварным методом. Ширина сечения трубы верхней части каркаса 30 мм. Высота сечения трубы верхней части каркаса 30 мм." Отклоняется по п.1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки".
17 июня 2024 г. участник аукциона Кузнецов Е.В. письменно обратился к аукционной комиссии Заказчика - Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия N 586 Василеостровского района Санкт-Петербурга по вопросу неправомерного и необоснованного отклонения аукционной комиссией заявки участника N 786440 и ходатайством о рассмотрении заявки на участие в электронном аукционе повторно, на что со стороны аукционной комиссии был получен отказ со следующим обоснованием своей позиции:
"В заявке N 786440 указано: "Верхняя часть каркаса ученического стула выполнена из профильной трубы плоскоовального сечения. Ширина сечения трубы верхней части каркаса 30 мм. Высота сечения трубы верхней части каркаса 30 мм." С заявленными размерами требование к плоскоовальному сечению трубы каркаса не может быть выполнимо, это противоречит указанной форме каркаса стола ученического. Если обратиться к ГОСТ 8644-68 "Трубы стальные плоскоовальные", то очевидно, что размера 30х30 мм нет, соответственно, трубы такой формы не существует. Значения Ширины сечения и Высоты сечения трубы не могут быть одинаковыми. Заказчик обоснованно отклонил данную заявку за несоответствие информации указанным требованиям в структурированной форме извещения к данной закупке".
В свою очередь, изучив представленные Заказчиком документы и сведения, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия УФАС не может согласиться с выводами аукционной комиссии Заказчика, изложенными в протоколе в отношении заявки Заявителя.
Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Из содержания заявки Заявителя следует, что значения показателей характеристик, предлагаемых им к поставке товаров, в полной мере соответствуют показателям, установленным Заказчиком в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также подтверждается отсутствием соответствующего указания в содержании протокола подведения итогов аукциона.
В свою очередь, извещение о проведении аукциона не содержит требования о том, что предлагаемый к поставке товар должен соответствовать ГОСТ 8644-68 "Трубы стальные плоскоовальные".
Учитывая изложенное, у комиссии Заказчика отсутствовали предусмотренные Законом о контрактной системе основания для отклонения заявки Заявителя. Приняв оспариваемое Заявителем решение, комиссия Заказчика допустила нарушение ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Из пояснений, данных Заказчиком, следует, что закупаемый им товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 8644-68 "Трубы стальные плоскоовальные. Сортамент", и только соответствие предлагаемого участниками закупки товара указанному ГОСТу будет удовлетворять потребности Заказчика.
В свою очередь, Комиссия УФАС отмечает, что указанное требование не установлено Заказчиком в составе извещения, а, следовательно, приведенное в извещение описание закупаемого товара не удовлетворяет требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку не в полной мере удовлетворяет потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что, установив вышеуказанные требования, Заказчик, утвердивший описание объекта закупки, допустил нарушения ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кузнецова Е.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 июня 2024 г. N 44-2702/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024