Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "ДГБ Святой Ольги" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителя ИП Мерзляковой Елены Сергеевны (далее - Участник, ИП Мерзлякова Е.С.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15456-ЭП/24 от 11.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий для стоматологии лот 3 (извещение N 0372200138424000068),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий для стоматологии лот 3 (извещение N 0372200138424000068) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 928 882,50 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Мерзлякова Е.С.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Мерзляковой Е.С. заключен государственный контракт N 2024.068-РТС от 15.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 673 438,58 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 11.3, 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Мерзляковой Е.С.
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинских изделий для стоматологии лот 3 (далее - Товар) по заявкам Заказчика в период с даты заключения Контракта и не позднее 30.11.2024; в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика (п. 5.1 Контракта).
23.04.2024 Участник поставил Товар на сумму 67 343,85 рублей, однако данный Товар не был принят Заказчиком ввиду его несоответствия условиям Контракта, а именно: поставленные пломбировочные комплекты не представляют для Заказчика потребительской ценности, поскольку изготовлены из материалов, предусматривающих использование протравочного геля при применении, тогда как Контрактом предусмотрена поставка медицинских изделий, изготовленных из материалов, не требующих протравливания.
В этой связи Заказчик отказался от подписания документа о приемке, указав основания в мотивированном отказе от 26.04.2024. Участнику при этом было предложено в течение пяти дней устранить выявленные нарушения и поставить Товар надлежащего качества, соответствующий условиям Контракта.
Однако по состоянию на 07.05.2024 нарушения не были устранены Участником, медицинские изделия надлежащего качества не поставлены.
21.05.2024 в адрес Участника направлена претензия с требованием поставить Товар, предусмотренный условиями Контракта, в срок до 28.05.2024.
Однако по состоянию на 30.05.2024 обязательства, предусмотренные Контрактом, не были исполнены Участником, медицинские изделия не поставлены.
В связи с вышеизложенным Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Мерзляковой Е.С. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает Решение Заказчика незаконным по нижеизложенным основаниям.
ИП Мерзляковой Е.С. в адрес Заказчика 23.04.2024 по заявке была поставлена часть Товара - Материал стоматологический пломбировочный композитный светового отверждения "Дентлайт" на сумму 67 343,85 рублей.
Вместе с тем заявок на оставшуюся часть Товара Заказчик не направлял в адрес Участника, в связи с чем оставшаяся часть Товара не отгружалась.
26.04.2024 Заказчик направил в адрес Участника мотивированный отказ от подписания документа о приемке, указав, что поставленный материал применяется вместе с протравочным гелем, в то время как условиями Контракта якобы установлена поставка материала, не требующего протравливания.
Участник не согласен с доводами Заказчика, считает, что Контракт не содержит условия о том, что поставленный материал должен обладать характеристикой - "не требует протравливания". Данная характеристика не указана ни в Контракта, ни ранее в закупочной документации.
Между сторонами Контракта состоялась переписка, в ходе которой Заказчик выдвигал требования о поставке материала, не требующего протравливания, а Участник разъяснял необоснованность данного требования (ответ на мотивированный отказ от 27.04.2024, претензия от 21.05.2024, ответ на претензию от 22.05.2024). Также в ходе переписки Участник предлагал Заказчику воспользоваться правом, предусмотренным п. 6.9 Контракта, обратиться к независимой экспертной организации для разрешения разногласий, связанных с характеристиками материала (Ответ на претензию от 22.05.2024). Заказчик на это предложение не ответил.
Кроме того, Участник предлагал самостоятельно организовать экспертизу спорного Товара, дополнительно поставить гель для травления, расторгнуть Контракт по соглашению сторон (Ответ на претензию от 22.05.2024), на что Заказчик также не ответил.
30.05.2024 Заказчик направил Участнику решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поскольку Участник не согласен с основанием расторжения Контракта со стороны Заказчика, в адрес Заказчика была направлена Досудебная претензия в соответствии с п. 15.4 Контракта. Ответа на указанную претензию получено не было. По истечении тридцатидневного срока на ответ Участник планирует обратиться в арбитражный суд для обжалования решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Дополнительно Участник обратился в независимое экспертное учреждение - АНО "Центр оценки и экспертиз" при Пермской торгово-промышленной палате для проверки соответствия поставленного Товара условиям Контракта. В заключении от 10.06.2024 эксперт подтвердил соответствие характеристик поставленного Товара условиям Контракта.
Таким образом, Участник постарался предпринять все возможные меры для урегулирования разногласий и максимально пошел навстречу. Непредусмотренные Контрактом требования Заказчика в том виде, в каком он их выдвигает, невозможно исполнить исходя из характеристик поставляемого материала.
Также представитель просил учесть, что ИП Мерзляковой Е.С. за последние три года заключено и исполнено более 60 контрактов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Мерзляковой Е.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Мерзлякова Е.С. предпринимал активные действия. направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ИП Мерзляковой Е.С. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Мерзляковой Елены Сергеевны (ИНН: 592007059209), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2024 г. N РНП-78-898/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024