Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПБ ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик),
ИП Полянской Анны Михайловны (далее - Участник, Поставщик): представлены письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15819/24 от 17.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в образовательных учреждениях Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200129824000048),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в образовательных учреждениях Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2024 году (извещениеN 0372200129824000048) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 104 188,53 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.04.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Полянская А.М.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Полянской А.М. заключен государственный контракт N ЭА-048 от 27.04.2024 на сумму 1 251 991,58 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Полянской А.М.
На заседании Комиссия УФАС установила, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для оргтехники (далее - Товар).
В соответствии с п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 5 рабочих дней с даты получения Поставщиком заявки Заказчика в рабочее время Заказчика по предварительному согласованию. Не позднее одного рабочего дней до даты поставки Поставщик уведомляет Заказчика о дате и времени поставки.
В соответствии с разделом 3 Контракта Заказчик обязан направить в адрес Поставщика заявку, по телефону, электронной почте или факсу, а Поставщик в течении 1 рабочего дня с даты получения заявки от Заказчика подтвердить ее получение и согласовать с уполномоченным представителем Заказчика дату доставки товара по адресу Заказчика.
Заявка на поставку товара была направлена уполномоченным представителем Заказчика Поставщику 06.05.2024 по электронной почте. В этот же день Поставщик подтвердил ее получение.
Товар был получен в полном объеме с нарушением срока на 3 дня - 21.05.2024.
В ходе экспертизы выявлены несоответствия поставленного Товара условиям Контракта, а именно: все расходные материалы не оригинальные, низкого качества, не соответствуют заявленным в спецификации и нормативных документах требованиям, что будет способствовать порче печатающих устройств.
Заказчик направил Поставщику претензию от 23.05.2024 N 206-940/24-0-0 с требованием заменить поставленный Товар на оригинальный, согласно Контракта и в соответствии с поданной заявкой Заказчиком, в течение 2 рабочих дней с момента направления претензии на электронный адрес Поставщика.
По состоянию на 28.05.2024 Товар не заменен на Товар надлежащего качества.
На основании вышеизложенного, а также в соответствии с п. 4.4.7 Контракта и ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 03.06.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ИП Полянская А.М. не направил своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представил письменные пояснения, в которых указало следующее:
15.05.2024 посредством электронной почты Заказчик сообщил Поставщику о повреждении одной коробки в процессе перевозки Товара. Так же представитель Заказчика сообщил о том, что картриджи для электрографических печатающих устройств тип 195 Барабан DK.-170 в количестве 25 шт. не соответствуют условиям Контракта, а именно не являются оригинальными.
23.05.2024Заказчик направил в адрес Поставщика Претензию, исх. N 206-940/24-0-0 от 23.05.2024, в которой заявил, что в ходже экспертизы выявлены несоответствие постеленного товара условиям контракта, а именно: все расходные материалы неоригинальные, низкого качества, не соответствуют заявленным в спецификации и нормативных документах требованиям. В качестве требований Заказчик заявил о замене всего Товара на оригинальный в соответствии с условиями Контракта.
Поставщик рассмотрел претензию Заказчика и направил на нее ответ, в котором просил Заказчика предоставить документы, подтверждающие надлежащее проведение приемки Товара и проведение экспертизы проверки качества Товара в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчик запрошенные Поставщиком документы не предоставил и принял Решение о расторжении в одностороннем порядке государственного контракта.
Согласно п. 3.7 Контракта для проверки поставленного Товара в части соответствия Товара условиям контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного Товара может проводиться Заказчиком своими силами (в том числе путем создания приемочной комиссии), или к ее проведению могут привлекаться эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Закона.
По результатам проведенной экспертизы Заказчик составляет заключение об отсутствии или наличии нарушений условий Контракта.
1) Если Заказчик проводил экспертизу своими силами, то у Заказчика должно быть соответствующее письменное заключение с указанием данных о Товаре, о причинах отказа в приемке и в чем именно проявилось несоответствие качества Товара условиям контракта. Однако такое заключение Заказчик Поставщику не предоставил.
2) Если Заказчик обратился в организацию/к индивидуальному предпринимателю для проведения независимой экспертизы (проведение только такой экспертизы обеспечивает законность действий Заказчика), то у Заказчика должны быть следующие документы:
Договор с экспертной организацией на проведение экспертизы товара, заключенный в соответствии с требованиями ст. 94 Закона о контрактной системе
Документ, подтверждающий оплату по договору с экспертной организацией;
Доказательство наличия лицензии у экспертной организации на проведение экспертизы и осуществления экспертной деятельности на территории РФ;
Диплом, удостоверение, сертификат эксперта, осуществляющего экспертизу;
Доказательство разъяснения эксперту об ответственности за дачу ложных показаний;
Документ от экспертной организации, подтверждающий направление письменного уведомления Поставщику о проведенной экспертизе и допустимости участия экспертной организации в соответствии с ч.2 ст.41 Закона о контрактной системе.
Экспертное заключение.
Указанные документы по проведению независимой экспертизы не были предоставлены Поставщику.
Таким образом, в отсутствие результатов экспертизы проверки качества Заказчик не может утверждать о том, что Поставщик поставил Товар, не соответствующий условиям контракта.
Согласно п. 3.8.1 контракта Заказчик имеет право частично принять поставленный Товар с отражением информации о расхождениях в приемке в соответствии с условиями Контракта и фактически принятом Товаре в документе о приемке.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Полянской А.М. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что предпринял все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Заказчиком в нарушение п. 3.7 не проводилась экспертиза поставленного Товара и в нарушение п. 3.8 не был сформирован мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
При этом открытым сведениям ЕИС Заказчик отказал в приемке поставленного Товара и указал в разделе "Уведомление об уточнении электронного документа" -"Просим Вас разместить в системе ЕИС актуальную информацию по фактически поставленному товару на 21.05.2024 г. При размещении необходимо прикладывать отсканированные документы (счет, товарная накладная) с подписью и печатью. Так же сообщаем, что на день поставки - 21.05.2024 г., следующие виды товара не соответствуют заявленным в спецификации и нормативных документах требованиям: 1. Картридж для электрографических печатающих устройств тип 195 Барабан DK-170 - 25 шт.; 2. Картридж для электрографических печатающих устройств тип 380 для НР LaserJet M402/M426 - 8 шт. Остальной, поставленный Вами в настоящее время товар, находится на проверке. Результат сообщим дополнительно".
Таким образом, Заказчик не дал возможности Участнику устранить выявленные недостатки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ИП Полянской А.М. предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ИП Полянской А.М. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует отметить, что Комиссия УФАС России при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Полянской Анны Михайловны (ИНН: 636705222922), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июня 2024 г. N РНП-78-964/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024