Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ лицей N 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ОО "Еврогард" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15580-ЭП/24 от 14.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по охране помещений для Государственного бюджетного образовательного учреждения лицей N 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (извещение N 0172200000723000372),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга 02.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране помещений для Государственного бюджетного образовательного учреждения лицей N 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга., для нужд Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (извещение N 0172200000723000372) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 19 469 682,24 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ОО "Еврогард".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ОО "Еврогард" заключен государственный контракт N 533-охр-24-25 от 28.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 8 465 330,88 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ОО "Еврогард".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по охране помещений для Государственного бюджетного образовательного учреждения лицей N 533 "Образовательный комплекс "Малая Охта" Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (далее - Услуги).
Согласно п. 3.2.7 Технического задания (Приложения N 2 к Контракту) в целях организации охраны объекта Исполнитель обязан не позднее 1 дня со дня вступления Контракта в силу разработать и согласовать с Заказчиком инструкцию сотрудников охраны при исполнении служебных обязанностей на охраняемом объекте и график дежурств сотрудников охраны. При изменении графика дежурств сотрудников охраны, Исполнитель не менее чем за 1 сутки предоставляет Заказчику изменения к графику дежурств и документы согл. п. 3.2.16.
Согласно п. 3.1.6 Технического задания (Приложения N 2 к Контракту) до начала оказания Услуг Исполнитель обязан представить Заказчику копии удостоверений частных охранников, выданных органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо копии служебных удостоверений сотрудников ведомственной охраны, заверенные печатью организации-Участника) и подписью руководителя.
В период оказания Услуг по охране сотрудник Исполнителя обязан иметь при себе служебное удостоверение (работник ведомственной охраны) или удостоверение частного охранника и личную карточку охранника (частный охранник).
Согласно п. 3.2.16 Технического задания (Приложения N 2 к Контракту) сотрудники, привлекаемые к охране, должны иметь личную медицинскую книжку
установленного образца и оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.1.4 Технического задания (Приложения N 2 к Контракту) охрана осуществляется по установленному режиму работы - 24 часа в сутки. За каждым круглосуточным (24 часовым постом) должно быть закреплено не менее 3 сотрудников охраны с графиком работы "сутки через двое". Работа в течение двух смен подряд запрещается (согласно ст. 103 ТК РФ). Общее количество сотрудников охраны - не менее 12 человек.
В целях проверки исполнения условий контракта приказами N 01-Б от 01.01.2024 г. и N 02-Б от 15.03.2024 назначены комиссии. Членами комиссий выявлены нарушения условий контракта.
На 14 мая 2024 г. в адрес ООО "ОО "ЕВРОГАРД" были выставлены следующие претензии:
N 1 от 13.02.2024 г. на сумму 710 000,00 руб.,
N 2 от 25.03.2024 г. на сумму 1 855 000,00 руб.,
N 3 от 19.04.2024 г. на сумму 1 515 000,00 руб.,
N 4 от 13.05.2024 г. на сумму 1 175000,00 руб.
В связи с вышеизложенным на основании п. п. 1,2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 2.2.5. Контракта Заказчиком принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.05.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
В рамках своих обязательств Участник своевременно приступил к исполнению обязательств по контракту и надлежаще исполняла свои обязанности по охране объектов.
Между тем, Заказчик полагает, что Исполнителем были допущены существенные нарушения в соответствии с действующим законодательством, что послужило основанием для расторжения настоящею Контракта.
ООО "ОО "ЕВРОГАРД" оснований для расторжения Контракта в одностороннем порядке не усматривает по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. В соответствии с п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечёт для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса).
Согласно Решению об одностороннем отказе Заказчиком были назначены комиссии в целях наличия/отсутствия нарушений по Контракту со стороны Исполнителя. Данные приказы в адрес Исполнителя не представлялись, каким образом проходили проверки Исполнителю не известно.
Временные рамки проведения комиссии Исполнителю неизвестны, считает, что назначение комиссии в целях проверки наличия/отсутствия нарушений со стороны Исполнителя не могут быть длящимися месяцами и на каждую проверку должен был быть вынесен отдельный приказ с определением комиссии.
В представленных Заказчиком актах о нарушении (ненадлежащем исполнении) Исполнителем условий Контракта отсутствует существенная информация - время проведения проверки, что в свою очередь не позволяет определить и проверить информацию о нарушениях указанных в актах.
Также согласно п. 2.2.4 Контракта Заказчик обязан провести экспертизу результата оказанных услуг для проверки его на соответствие условиям контракта.
В соответствии с п. 3.4 Контракта экспертиза результатов оказанных услуг (этапа оказания услуг) может быть проведена Заказчиком своими силами. По результатам проведения экспертизы оформляется заключение по результатам экспертизы.
Пунктом 3.6 Контракта предусмотрено, что при обнаружении в ходе экспертизы нарушений условий настоящего Контракта, в том числе требований к качеству и безопасности оказанных услуг (этапа оказанных услуг), Заказчиком составляется рекламационный акт, в котором фиксируется перечень выявленных недостатков и сроки их устранения Исполнителем.
Указанный рекламационный акт в тот же день направляется Заказчиком в адрес Исполнителя, при этом Заказчик в срок, указанный в п. 3.5 Контракта (20 раб. дней) отказывается от приёмки результатов оказанных услуг (этапа оказанных услуг) и составляет мотивировочный отказ от подписания акта приёмки.
Экспертиза не назначалась Заказчиком, что подтверждается отсутствием Приказа о назначении Экспертизы, отсутствием данного документа и материалов на сайте https://zakupki.gov.ru, кроме того рекламационный акт с перечнем выявленных недостатков и сроках их устранения в адрес Исполнителя не направлялся. Заключение эксперта представлено Исполнителю задним числом уже в мае 2024 года при расторжении Контракта, когда Исполнитель указал 17.05.2024 в ответе на претензию N 4 от 13.05.2024 о том, что Заказчик обязан был провести Экспертизу.
ООО "ОО "ЕВРОГАРД" полагает, что Заказчиком нарушена сама процедура проведения проверки на наличие/отсутствие нарушений по Контракту.
Кроме того, хотелось бы отметить следующее.
Созданный Заказчиком Приказ N 01-Б от 01.01.2024 о назначении комиссии в целях наличия/отсутствия нарушений по Контракту со стороны Исполнителя датирован 01.01.2024, дата когда согласно производственному календарю "Роструда" являются официальным выходным днём, следовательно данный приказ не мог быть вынесен в эту дату, в связи с чем, проверки произведённые по данному приказу не могут быть признаны допустимым доказательством при отсутствии доказательств о выходе на работу в выходные/праздничные дни и выплате за эти дни заработной платы сотруднику Заказчика.
Относительно предоставления копий документов на охранников Исполнителя, в частности удостоверений охранников, медицинские книжки, а также иные документы.
В вязи с большим объёмом документов в адрес Заказчика была направлена ссылка на диск с отсканированными документами, в данной системе были загружены удостоверения, медицинские книжки и иные документы необходимые для Заказчика в полном объёме.
При этом согласно Контракту иметь личную медицинскую книжку охранникам на руках в Контракте не указано.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "ОО "Еврогард" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Комиссия УФАС из представленных Заказчиком и Участником документов установила, что Исполнителем неоднократно допускалось ненадлежащее исполнение Контракта.
При этом выявленные факты несоблюдения условий оказания услуг по охране учреждения (зафиксированные Актами Заказчика), осуществляющего деятельность по обучению детей, представляет потенциальную угрозу для жизни и здоровья сотрудников образовательного учреждения и обучающихся.
Вместе с тем Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "ОО "Еврогард" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ОО "Еврогард" (195030, Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ РЖЕВКА, УЛ ХИМИКОВ, Д. 28, ЛИТЕРА К, ПОМЕЩ. К2233), ИНН: 7811147092, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Агафонов Игорь Александрович, ИНН: 781117344083; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ОО "Еврогард" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
14.06.24 |
18.06.24 |
14.06.24 |
0 |
14.06.24 |
21.06.24 |
20.06.24 |
0 |
25.06.24 |
25.06.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2024 г. N РНП-78-909/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024